Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июня 2015 г. N 369-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СтройКапитал", в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации", действующего на основании доверенности N 12 от 05.03.2014;
- представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации", действующего на основании доверенности от 17.06.2015;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройКапитал" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса N 1. 1 этап. (извещение N 0369100010915000079) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.05.2015 Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 566 937,01 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.06.2015 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СтройКапитал" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям, тогда как объект закупки, а также начальная (максимальная) цена контракта обязывают установить указанное требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в извещении о проведении аукциона не указано требование к участнику закупки, а также конкретный перечень документов, подтверждающих его соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласились и при этом пояснили, что в извещении содержится ссылка на пункт 17.1 информационной карты, однако в документации такой пункт отсутствует, но требования к участнику закупки и к составу второй части заявки раскрыты в другом пункте информационной карты.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению.
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса N 1, который в соответствии с извещением отнесен к коду ОКДП - 45.21.15.130 "работы общестроительные по возведению зданий учреждений здравоохранения" с начальной (максимальной) ценой контракта - 10 566 937,01 рублей.
Таким образом, в нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в порядке, предусмотренном Приложением 1 к Постановлению.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника размещения заказа должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания в как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В извещении о закупке отсутствуют конкретные требования о соответствии участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанным требованиям в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
При этом, указанный в извещении о закупке пункт 17.1 информационной карты отсутствует в документации об аукционе, тогда как единые требования по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отражены в пунктах 16.1, 18 информационной карты документации о закупке.
3. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 9.6, 9.8 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% и 2,5%, сумма которого не в полной мере соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 4,5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 5 % и 2% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта превышает 3 млн. рублей.
Однако на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика на случай, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Стройкапитал" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения частей 2,3,4 статьи 31, части пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 , частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июня 2015 г. N 369-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015