Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 мая 2015 г. N 295-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Чистодел-Дизель" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на выполнение работ по установке (монтажу) контрольных устройств (тахографы) на транспортных средствах ФГУ ЭВ Челябинской области в г. Челябинске (изв. N 0369100004815000027) в присутствии:
- представителей ФГУ ЭВ Челябинской области, действующих на основании доверенности N32 от 28.05.2015 года; доверенности N 21 от 14.04.2015 года; доверенности N 34 от 28.05.2015 года,
в отсутствие представителя ООО "Чистодел-Дизель", направившего ходатайство (вх. N8045 от 28.05.2015 года) о проведении Комиссии в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Чистодел-Дизель" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на выполнение работ по установке (монтажу) контрольных устройств (тахографы) на транспортных средствах ФГУ ЭВ Челябинской области в г. Челябинске (изв. N 0369100004815000027) (далее - закупка).
Согласно представленным документам ФГУ ЭВ Челябинской области (далее - заказчик) объявило о проведении запроса котировок на выполнение работ по установке (монтажу) контрольных устройств (тахографы) на транспортных средствах ФГУ ЭВ Челябинской области в г. Челябинске путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369100004815000027 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 260 333 рублей 30 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 21.05.2015 в 10 часов 00 минут.
В соответствии с Протоколом N21 рассмотрения и оценки котировочных заявок (далее - Протокол) на участие в закупке поступило 5 заявок. Закупка признана не состоявшейся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям запроса котировок.
Единственным участником признано ООО "Алеана" с предложением о цене контракта 210 000 рублей 00 копеек.
На дату рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по установке (монтажу) контрольных устройств (тахографы) на транспортных средствах ФГУ ЭВ Челябинской области в г. Челябинске по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным жалобе, заявитель считает, что заявка ООО "Чистодел-Дизель" отклонена неправомерно, поскольку товар, предлагаемый к поставке соответствует требованиям заказчика, в том числе по показателю "диапазон напряжения питания". Так, по мнению заявителя, диапазон значений от 8,5 до 30 В входит в диапазон значений от 8 до 30 В, установленный в запросе котировок.
Кроме того, заявитель указывает, что заказчик установил технические характеристики тахографа Меркурий ТА-001, за исключением характеристики "диапазон напряжения питания", что, по его мнению, не соответствует положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представители заказчика, с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что заявка "Чистодел-Дизель" отклонена правомерно, поскольку предлагает к поставке товар, не соответствующий требованиям заказчика. Считают, что требования к товару установлены исходя из потребности заказчика в приобретении и установки тахографа с указанными характеристиками.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно Протоколу заявка ООО "Чистодел-Дизель" не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок, а именно: в позиции "диапазон напряжения питания, В" указано значение от 8__..30, при требовании запроса котировок 8,5___30. На данном основании участник отклонен от дальнейшего участия в запросе котировок.
Согласно подпункту 1 пункта 6 требований к форме и порядку подачи заявок на участие в запросе котировок, установленных в извещении об осуществлении закупки котировочная заявка участника закупки должна содержать в том числе наименование и характеристики поставляемого товара. Форма котировочной заявки, размещенная в составе извещения об осуществлении закупки, также предполагает указание в составе заявки на конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара.
Описание объекта закупки содержится в Спецификации (Приложение N1 к извещению об осуществлению закупки). В данной Спецификации установлены требования заказчика к устройствам контроля за режимами труда и отдыха водителей (тахографам), которые необходимо установить на транспортные средства ФГУ ЭВ Челябинской области в г. Челябинске.
Требования заказчика установлены в виде таблицы со следующими столбцами: Nп/п, наименование поставляемого контрольного устройства, ед. изм., кол-во, функциональные, технические и качественные характеристики товара. При этом, последний столбец (функциональные, технические и качественные характеристики товара) разделен на столбцы: показатель (наименование характеристики), а также значение данного показателя. В свою очередь значение показателя товара установлено в виде максимальных и (или) минимальных показателей объекта закупки, а также показателей, которые не могут изменяться.
Так, в спецификации заказчиком установлено требование к напряжению питания предлагаемого тахографа. Данное требование указано в виде диапазона значений: от 8,5 до 30 В. При этом предлог "от" использован в целях обозначения нижней границы диапазона значений; предлог "до" - верхнего возможного предела диапазона. Характеристика "диапазон напряжения питания" указана в столбце максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки, следовательно, может быть изменена в пределах диапазона значений, установленного заказчиком.
В заявке ООО "Чистодел-Дизель" содержится предложение о поставке тахографа Меркурий ТА-001, производства ООО "Астор-Трейд". Согласно заявке Общества данный тахограф обладает диапазоном напряжения питания 8-30 В.
Принимая во внимание, что значение 8 менее значения 8,5, а заказчику требуется диапазон напряжения питания от 8.5, Комиссия приходит к выводу, что заявка ООО "Чистодел-Дизель" отклонена правомерно. Следовательно, действия котировочной комиссии по отклонению заявки заявителя не содержат признаков нарушений законодательства о контрактной системе.
Что касается доводов заявителя относительно наличия в действиях заказчика признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия отмечает следующее.
В силу части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Жалоба ООО "Чистодел-Дизель" поступила в адрес Челябинского УФАС России 22.05.2015 года. Извещением об осуществлении закупки установлен срок подачи заявок на участие в закупке до 21.05.2015 в 10 часов 00 минут.
Таким образом, заявителем пропущен срок для обжалования положений документации о закупке.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательства ограничения количества участников, путем установления необоснованных требований к товару, которым соответствует товар конкретного товарного знака и производителя заявителем ни на заседание Комиссии, ни в составе жалобы не представлены.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод относительного необоснованного ограничения конкуренции необоснован, ввиду недоказанности.
2. В соответствии с частью 6 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Изменение объекта закупки не допускается.
При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование работ, но и требования к данным работам, в том числе требования к товару, который необходимо использовать при выполнении необходимых заказчику видов работ.
29.04.2015 года ФГУ ЭВ Челябинской области опубликовано извещение об осуществлении закупки. Данное извещение предусматривало выполнение работ с использование тахографа диапазоном напряжения питания от 8 до 30 В.
Впоследствии 08.05.2015 года заказчиком внесены изменения в извещение об осуществлении закупки. Указанные изменения касались в том числе объекта закупки, в частности заказчиком изменена нижняя граница диапазона напряжения питания до 8,5 В. После внесения изменения требования к диапазону напряжения питания установлены следующим образом: от 8,5 до 30В.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в объект закупки.
3. Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, информация о которых указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требование к участникам закупки в том числе о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).
Положением установлен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.
Пункт 14 указанного Перечня содержит виды работ по монтажу, установке (инсталляции), наладке защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Извещение об осуществлении закупки определяет требования заказчика к участникам закупки. При этом требование о его соответствии положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (наличие соответствующего вида лицензии) не установлено.
Вместе с тем, заказчиком на заседание Комиссии подтверждена необходимость наличия у участника соответствующего вида лицензии при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Кроме того, извещение об осуществлении закупки в качестве документа, подтверждающего соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, указывает на наличие у участника действующей лицензии на выполнение работ по монтажу, установке (инсталляции), наладке защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, заказчик в нарушение указанных положений законодательства о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта срок оформления результатов приемки выполненных работ.
Так, согласно пункту 2.4 проекта контракта приемка работ и установленных устройств по качеству производится в течение 3 рабочих дней с момента окончания работ. При этом сведений о том, каким документом оформляются результаты такой приемки, а также в течение какого времени подписывается данный документ, проект контракта не содержит.
Отсутствие в проекте контракта указанной информации может привести к заключению контракта, не соответствующего положениям законодательства о контрактной системе, а также к возникновению споров в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Чистодел-Дизель" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на выполнение работ по установке (монтажу) контрольных устройств (тахографы) на транспортных средствах ФГУ ЭВ Челябинской области в г. Челябинске (изв. N 0369100004815000027) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, части 6 статьи 74, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии А.С. Субботина
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 мая 2015 г. N 295-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2015