Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 января 2017 г. N 5/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя: от заказчика - Сыромятникова Д.О., доверенность от 31.03.2016 N 16,
- Денина В.В., доверенность от 14.11.2016 N 45,
от уполномоченного органа - Кольга Н.И., доверенность от 16.11.2016;
в отсутствии представителей от заявителей, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Глобус-СК" и ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маячок"" (извещение N 0161200003716000139),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы ООО "Глобус-СК" (далее - Заявитель-1, Общество) и ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель-2,) на положения аукционной документации, утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маячок"" (извещение N 0161200003716000139) (далее - аукцион).
По мнению Заявителей, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
20.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Уполномоченным органом.
Заявитель-1 в своей жалобе указывает на нарушение статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно, в документации отсутствует информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчика, исполнителями).
В силу заявленного довода Комиссия контрольного органа поясняет следующее.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
В соответствии с пунктом 1.13 Аукционной документации, пункта 20 Информационной карты порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта, данной документацией не предусмотрен.
Вместе с тем пунктом 21 Информационной карты установлено, что валютой, используемой в данной закупке, является Российский рубль.
Таким образом, довод ООО "Глобус-СК" Комиссия Сахалинского УФАС решила признать необоснованным.
Заявитель-2 в своей жалобе указывает следующие доводы:
1. Заказчиком не установлено требование о наличие лицензии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Данные требования должны быть установлены Заказчиком в качестве документов ко второй части заявок.
2. Заказчиком неверно определена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации. В пункте 19 Информационной карты установлена дата окончания срока предоставления разъяснений - 10.01.2017, несмотря на то, что дата и время окончания подачи заявок приходится на 12.01.2017. В силу статьи 65 Закона о контрактной системе соответствующей датой окончания срока предоставления разъяснений документации в случае установления датой окончания срока подачи заявок 12.01.2017 является 09.01.2017.
3. В нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиком установлен в пункте 17.2 проекта контракта термин "банковский день" не закрепленный законодательством.
4. Информация о проводимой закупке заказчиком размещена по плану-графику, после размещения извещения о закупке. Кроме того, Заказчиком были внесены изменения после опубликования извещения о проведении аукциона.
5. При выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком надлежащим образом не установлен срок действия контракта.
6. Извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком 20.12.2016. Окончание срока подачи заявок приходится на 12.01.2017. Учитывая то, что с 31.12.2016 по 08.01.2017 года в ЕИС проводились регламентные работы, и ознакомиться с документацией не представлялось возможным, заказчик обязан был продлить срок подачи заявок. Однако этого сделано не было. Следовательно, допущенное нарушение ограничивает право участника закупки на изучение документации и подготовки заявок на участие в соответствии с документацией, а также право на подачу разъяснений на положение документации.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к документам и информации, входящих в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований).
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, за исключением предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение строительных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Указанные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту определены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Поскольку виды работ, входящие в предмет данного аукциона, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то аукционная документация содержит требование о наличии в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Следовательно, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству. Таким образом, при исполнении контракта подрядчик, имея допуск по организации строительства, может привлечь к их выполнению субподрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию.
Данный вывод подтверждается решением ФАС России от 23.08.2016 г. N КГ03-378/16, а также Определением Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 304- КГ 16-15740 по делу N А75-12448/2015.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в ЕИС 20.12.2016, окончание срока подачи заявок назначено на 12.01.2017, т.е. на 23-й день со дня размещения извещения об электронном аукционе, что соответствует часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе (не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе).
Исходя из положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системы крайняя дата направления участниками закупки запросов на разъяснение положений аукционной документации приходится на 08.01.2017 (не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе), при этом, в силу части 3 указанной статьи срок на дачу разъяснений положений аукционной документации составляет два дня. Следовательно, крайняя дата предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации приходится на 10.01.2017, что соответствует сроку предоставления разъяснений, установленному в аукционной документации.
На основании изложенного, довод заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
3. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
В соответствии с пунктом 17.2 Проекта контракта в случае, если обеспечение исполнения настоящего Контракта осуществляется путем внесения денежных средств, внесенные денежные средства возвращаются Поставщику, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему Контракту, в течение 5 (пяти) банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика.
Запрета на использование термина "банковский день" Законом о контрактной системе не установлено. Кроме того, допустимость использования термина "банковский день" подтверждаются позицией ФАС России, изложенной в решении от 26.10.2016 г. по делу N К- 1738/16.
Таким образом, третий довод заявителя признан необоснованным.
4. В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе изменения в план-график по каждому объекту закупки могут осуществляться не позднее, чем за десять дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки.
Согласно информации с сайта ЕИС, позиция плана-графика данной закупки размещена 01.12.2016 (N плана - графика: 44201608612000026001; уникальный реестровый номер заказа в плане - графике: П44201608612000026001000278), а публикация извещения о закупке осуществлена 20.12.2016, что не нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод заявителя не находит своего подтверждения, в силу того, что заявитель указал недостоверную информацию о том, что в позицию план-графика вносились изменения после публикации извещения о проведении закупки.
Таким образом, комиссия Сахалинского УФАС России, решила признать довод необоснованным.
5. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии устанавливается с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракта, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, на победителя закупки возложена обязанность по самостоятельному определению условий банковской гарантии, предоставляемой по его выбору в качестве обеспечения контракта, с учетом требований действующего законодательства и аукционной документации.
В соответствии со статьей 17.7 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта (срок выполнения работ, указанный в п. 4.1. Контракта) не менее чем на три месяца. Срок гарантийных обязательств не учитывается при определении срока действия предоставляемой банковской гарантии.
Пунктом 4.1 проекта контракта определено, что Подрядчик обязуется выполнить работы по Контракту до 30.12.2017 года (со дня заключения контракта).
Таким образом, Заказчиком указаны все сроки, необходимые победителю закупки для расчета срока действия предоставляемой банковской гарантии. Учитывая, что Закон о контрактной системе устанавливает требования в этой части только к минимальному сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, Заказчик полагает положения аукционной документации соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, а, соответственно, доводы жалобы в данной части необоснованными.
6. Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в ЕИС 20.12.2016, окончание срока подачи заявок назначено на 12.01.2017, т.е. на 23-й день со дня размещения извещения об электронном аукционе, что соответствует часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе (не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе).
Функционально-техническое обеспечение ЕИС, в том числе проведение регламентных работ не относится к компетенции заказчика.
Обязанность заказчика продлять срок проведения закупок при проведении регламентных работ в ЕИС действующим законодательством РФ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах довод заявителя в данной части не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобус-СК" на положения аукционной документации утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маячок"" (извещение N 0161200003716000139) - необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации утвержденной Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маячок"" (извещение N 0161200003716000139) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии К.В. Солонин
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 января 2017 г. N 5/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2017