Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 января 2017 г. N 05-02/08Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - муниципального казенного учреждения Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика" (далее - заказчик) - директор Пакова Е.В., представитель по доверенности Макурина А.В.;
от оператора торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика", при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плавательного бассейна в городе Ростов Ярославской области (извещение N 0871300004216000344) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика", при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плавательного бассейна в городе Ростов Ярославской области (извещение N 0871300004216000344).
Доводы жалобы заявителя сводятся к следующему:
1. Заказчиком в нарушение части 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в проекте муниципального контракта не указано конкретное значение (в пункте 5.1.1 проекта контракта установлено "не менее 5 (пяти) процентов от цены контракта") объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, как того, по мнению заявителя, требует законодательство о закупках;
2. Поскольку начальная (максимальная) цена контракта 40 млн. руб., условие контракта (пункт 5.1.24) об обязанности подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, является незаконным, так как подобное условие, по мнению заявителя, должно быть включено в контракт, только когда его начальная (максимальная) цена превышает 100 млн. руб. (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775).
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - муниципальным казенным учреждением Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.12.2016 размещено извещение N 0871300004216000344 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству физкультурно- плавательного бассейна в городе Ростов Ярославской области вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта. Начальная (максимальная) цена контракта - 40 000 000,00 (сорок миллионов) рублей.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из приведенных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков, соисполнителей по контракту необходимо определять точно, указывая конкретный размер объема такого привлечения. Использование таких формулировок, как "не менее____%", "не более____%" и других диапазонных значений, законодательством не допускается.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0871300004216000344 заказчиком в разделе "Преимущества и требования к участникам" в числе прочих установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 5.1.1 раздела 5 "Обязанности и права подрядчика" проекта муниципального контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 (пяти) процентов от цены контракта, если подрядчик сам не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, заказчик, указав в проекте муниципального контракта (пункт 5.1.1 раздела 5 "Обязанности и права подрядчика" проекта муниципального контракта) при описании требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве объема такого привлечения не конкретный размер, а "не менее 5 (пяти) процентов от цены контракта", допустил нарушение требований части 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку в данном случае участникам закупки не представляется возможным однозначным образом установить точный объем (в виде процента от цены контракта) такого привлечения.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно частям 23-25 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 775) установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 000 000,00 рублей. Таким образом, у заказчика отсутствует обязанность по включению в контракт условия об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 5.1.24 раздела 5 "Обязанности и права подрядчика" проекта муниципального контракта установлено, что подрядчик обязан предоставить информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Информация предоставляется заказчику в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Несмотря на то, что законодательством о закупках не предусмотрена обязанность заказчика по включению в контракт условия об обязанности подрядчика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта не соответствует условиям пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 (в данном случае 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд); законодательство о закупках не содержит императивного запрета на включение в контракт подобного положения в отсутствие предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 условий.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика, установившего в проекте муниципального контракта условие об обязанности подрядчика предоставить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта (пункт 5.1.24 раздела 5 "Обязанности и права подрядчика" проекта муниципального контракта) нарушения действующего законодательства о закупках, и соответственно, приходит к выводу о несостоятельности данного довода заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика", при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плавательного бассейна в городе Ростов Ярославской области (извещение N 0871300004216000344) обоснованной в части нарушения заказчиком части 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Выдать заказчику - муниципальному казенному учреждению Ростовского муниципального района "Единая служба заказчика", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 января 2017 г. N 05-02/08Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2017