Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 31 мая 2011 г. N 550 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению администрации
города Томска
от 6 июля 2009 г. N 578
Положение
о проведении экспертизы муниципальных правовых актов
и их проектов в администрации Города Томска и ее органах
31 мая 2011 г., 16 апреля 2013 г., 9 января, 29 сентября 2014 г., 2 июня, 16 июля 2015 г.
1. Общие положения
Постановлением Администрации г. Томска от 9 января 2014 г. N 5 в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов (далее - правовых актов) включает в себя, проведение проверки правовых актов на предмет:
- целесообразности, обоснованности и эффективности управленческого решения;
- законности правового акта;
- наличия коррупциогенных факторов и норм в правовых актах, оценки степени их коррупциогенности и выработки рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
Настоящее положение рекомендовано должностным лицам администрации Города Томска и ее органов к неукоснительному руководству при осуществлении подготовки проектов муниципальных правовых актов
Постановлением Администрации г. Томска от 9 января 2014 г. N 5 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Федеральное законодательство (законодательство Российской Федерации) - Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также действующие в настоящее время правовые акты федеральных органов власти СССР и РСФСР.
Законодательной Думы Томской области - законы Томской области и иные правовые акты Законодательной Думы Томской области, правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области, а также действующие в настоящее время правовые акты ранее существовавших органов власти Томской области.
Антикоррупционная экспертиза муниципального правового акта (проекта муниципального правового акта) - деятельность уполномоченных лиц, направленная на выявление в тексте муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска и руководителей органов администрации Города Томска, проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска и руководителей органов администрации Города Томска коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
Нормативный муниципальный правовой акт - принятый (принимаемый) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа или должностного лица местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции - орган администрации Города Томска, осуществляющий функции в сфере противодействия коррупции в администрации Города Томска и ее органах.
Юридическая служба органа администрации Города Томска - структурное подразделение органа администрации Города Томска, на которое возложено осуществление функций по правовому сопровождению деятельности соответствующего органа администрации Города Томска.
Должностное лицо, осуществляющее правовое сопровождение органа администрации Города Томска, - сотрудник органа администрации Города Томска, осуществляющий в соответствии с установленными должностными обязанностями правовое сопровождение деятельности соответствующего органа администрации Города Томска.
Уполномоченный орган в сфере правового обеспечения - орган администрации Города Томска, осуществляющий функции в сфере правового сопровождения деятельности Мэра Города Томска и администрации Города Томска.
Постановлением Администрации г. Томска от 9 января 2014 г. N 5 в пункт 1.3 настоящего приложения внесены изменения
1.3. Экспертиза правовых актов проводится:
- при подготовке проектов правовых актов;
- при согласовании (визировании) проектов правовых актов;
- при проверке законности и степени коррупциогенности действующих муниципальных правовых актов в ходе текущих и внеплановых мероприятий, в том числе в ходе постоянного контроля за изменениями действующего законодательства по направлениям деятельности органа администрации Города Томска, в связи с поступлением актов прокурорского реагирования, обращений государственных и муниципальных органов, физических и юридических лиц;
- при подготовке служебных и аналитических материалов о возможности принятия и реализации правовых актов;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Города Томска.
Постановлением Администрации г. Томска от 9 января 2014 г. N 5 пункт 1.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.4. Проведение экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов осуществляют:
1) исполнитель проекта муниципального правового акта, руководитель органа администрации Города Томска, в котором подготовлен проект правового акта, а также заместитель Мэра Города Томска, курирующий деятельность соответствующего органа администрации Города Томска;
2) сотрудники органов администрации Города Томска в ходе постоянного контроля за изменениями действующего законодательства и муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Томск" по направлениям деятельности органа администрации Города Томска;
3) муниципальные служащие, а также иные лица, указанные в плане проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в качестве ответственных исполнителей, а также осуществляющие антикоррупционную экспертизу по специальному поручению Мэра Города Томска и его заместителей;
4) сотрудники юридических служб органов администрации Города Томска и должностные лица, осуществляющие правовое сопровождение органа администрации Города Томска;
5) сотрудники уполномоченного органа в сфере правового обеспечения;
6) сотрудники уполномоченного органа в сфере противодействия коррупции.
Порядок, формы и предмет проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов указанными в настоящем пункте Положения лицами определяются настоящим Положением.
1.5. Оценка целесообразности, обоснованности и эффективности управленческого решения, осуществляется при подготовке проекта правового акта, в том числе всеми лицами, согласующими (визирующими) проект правового акта.
Положительная оценка правового акта выражается в форме его согласования (визирования) соответствующим должностным лицом.
Постановлением Администрации г. Томска от 9 января 2014 г. N 5 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Проведение экспертизы на предмет законности
2.1. Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов на предмет законности осуществляется в целях обеспечения соответствия подготавливаемых и действующих муниципальных правовых актов федеральному законодательству, законодательству Томской области, муниципальным правовым актам муниципального образования "Город Томск" более высокой юридической силы, а также в целях обеспечения сочетания положений разрабатываемого или принятого муниципального правового акта с иными действующими муниципальными правовыми актами равной или меньшей юридической силы.
2.2. Экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска и ее органах на предмет законности осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также положениями Методики проведения экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов на предмет законности, содержащейся в приложении к настоящему Положению.
Постановлением Администрации г. Томска от 16 июля 2015 г. N 616 в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Уполномоченным органом в сфере правового обеспечения проводится экспертиза поступающих в орган проектов муниципальных правовых актов в соответствии с действующим регламентом работы администрации Города Томска, регламентом взаимодействия администрации Города Томска с представительным органом муниципального образования, положением об уполномоченном органе в сфере правового обеспечения в процессе текущей деятельности такого органа, а также настоящим Положением.
Сотрудниками уполномоченного органа в сфере правового обеспечения проводится экспертиза действующих муниципальных правовых актов, подготовка которых осуществлялась уполномоченным органом в сфере правового обеспечения.
2.4. Исполнителем проекта муниципального правового акта администрации Города Томска, руководителем органа администрации Города Томска, в котором подготовлен муниципальный правовой акт, экспертиза на предмет законности проводится при подготовке муниципального правового акта администрации Города Томска и его согласовании (визировании).
Сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности органов администрации Города Томска, правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов администрации Города Томска проводится при:
1) подготовке проекта муниципального правового акта специалистами соответствующего органа администрации Города Томска;
2) поступлении проекта муниципального правового акта в соответствующий орган администрации Города Томска на согласование (визирование) в порядке, предусмотренном регламентом работы администрации Города Томска.
В случае отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы или должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска, разработанный в таком органе администрации муниципальный правовой акт администрации Города Томска направляется для проведения экспертизы на предмет законности в уполномоченный орган в сфере правового обеспечения в порядке согласования (визирования), предусмотренном регламентом работы администрации Города Томска.
2.5. Экспертиза проектов муниципальных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска на предмет законности осуществляется сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска или должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение органа администрации Города Томска, в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом руководителя соответствующего органа администрации Города Томска.
В случае отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы, должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска, руководитель органа администрации Города Томска на этапе до подписания муниципального нормативного правового акта обеспечивает направление проекта такого акта для проведения правовой экспертизы в уполномоченный орган в сфере правового обеспечения. Срок рассмотрения проекта нормативного правового акта уполномоченным органом в сфере правового обеспечения и направления заключения руководителю органа администрации Города Томска составляет 10 рабочих дней. 2.6. Сотрудниками органов администрации Города Томска, сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности органов администрации Города Томска, производится экспертиза действующих муниципальных правовых актов по направлениям, составляющим предмет деятельности соответствующего органа администрации Города Томска, в процессе постоянного мониторинга действующего отраслевого федерального законодательства и законодательства Томской области.
2.6. Сотрудниками органов администрации Города Томска, сотрудниками юридических служб органов администрации Города Томска, а также должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности органов администрации Города Томска, производится экспертиза действующих муниципальных правовых актов по направлениям, составляющим предмет деятельности соответствующего органа администрации Города Томска, в процессе постоянного мониторинга действующего отраслевого федерального законодательства и законодательства Томской области.
2.7. По результатам проведения экспертиз ы муниципальных правовых актов и их проектов на предмет законности соответствующими лицами:
1) при наличии замечаний (возражений) по существу правового акта (проекта правового акта) подготавливается письменное заключение о необходимости приведения правового акта (проекта правового акта) в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы, которое доводится до руководителей администрации Города Томска, ее органов и(или) ответственных исполнителей проекта правового акта;
2) при отсутствии замечаний к содержанию проекта правового акта осуществляется его согласование (визирование) в порядке, предусмотренном регламентом работы администрации Города Томска (направление заключения, - в случаях, предусмотренных настоящим разделом Положения).
На основании заключения о необходимости приведения правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой юридической силы, руководитель органа администрации Города Томска, в сфере деятельности которого находится решение вопроса, незамедлительно организовывает работу по приведению муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.
Постановлением Администрации г. Томска от 9 января 2014 г. N 5 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Проведение антикоррупционной экспертизы
3.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов производится в целях выявления нормативных положений, способствующих возникновению коррупционных отношений в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, отдельных лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Города Томска, а также в целях устранения из нормативных правовых актов факторов, повышающих вероятность коррупционных действий.
3.2. Исключен.
См. текст пункта 3.2
3.3. Исключен.
См. текст пункта 3.3
3.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (далее - Методика)
3.5. В ходе антикоррупционной экспертизы устанавливается наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов в зависимости от вида муниципального нормативного правового акта или его проекта, характера регулируемых данным актом (проектом) общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных Методикой.
3.6. По необходимости при проведении антикоррупционной экспертизы используются судебная и административная практика по соответствующему вопросу, информация о практике применения действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в соответствующей сфере, сложившаяся практика проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в администрации Города Томска, антикоррупционные стандарты нормативного правового акта, данные социологических опросов, мотивированные мнения органов, организаций и граждан, осуществляющих деятельность и обладающих специальными познаниями в регулируемой сфере, научные исследования и другая информация, способная помочь правильно оценить наличие коррупциогенных факторов.
Постановлением Администрации г. Томска от 2 июня 2015 г. N 482 пункт 3.7 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента принятия названного постановления
3.7. Исполнители проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска, сотрудники юридических служб органов администрации Города Томска, должностные лица, осуществляющие правовое сопровождение органа администрации Города Томска, осуществляют антикоррупционную экспертизу всех проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска одновременно с проведением их экспертизы на предмет законности (за исключением случаев отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы, должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска).
Исполнители проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска после согласования проектов с уполномоченным органом в сфере правового обеспечения в порядке, установленном регламентом работы администрации Города Томска, обеспечивают направление всех проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска для проведения антикоррупционной экспертизы в уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции.
Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции осуществляет антикоррупционную экспертизу поступивших проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Города Томска и направление заключений в органы администрации Города Томска по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления.
Постановлением Администрации г. Томска от 2 июня 2015 г. N 482 пункт 3.8 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента принятия названного постановления
3.8. Исполнители проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска, сотрудники юридических служб органов администрации Города Томска, должностные лица, осуществляющие правовое сопровождение органа администрации Города Томска, проводят антикоррупционную экспертизу всех проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска одновременно с проведением их экспертизы на предмет законности (за исключением случаев отсутствия в органе администрации Города Томска юридической службы, должностного лица, осуществляющего правовое сопровождение органа администрации Города Томска).
Руководители органов администрации Города Томска на этапе до подписания муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска обеспечивают направление всех проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска в уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции для проведения антикоррупционной экспертизы.
Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции осуществляет антикоррупционную экспертизу поступивших проектов муниципальных нормативных правовых актов руководителей органов администрации Города Томска и направление заключений в органы администрации Города Томска по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 сентября 2014 г. N 969 в пункт 3.9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента принятия названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 июня 2014 г.
3.9. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов производится:
1) в соответствии с утверждаемым заместителем Мэра Города Томска - Руководителем аппарата администрации Города планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов с указанием наименования и реквизитов подлежащих экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, сроков проведения экспертизы уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции, а также уполномоченных органов и(или) должностных лиц, ответственных за внесение соответствующих изменений в муниципальные нормативные правовые акты;
2) в отношении отдельных муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации Города Томска, в том числе в связи с обращениями органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных органов и организаций, некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
3) сотрудниками органа администрации Города Томска, сотрудниками юридической службы или должностными лицами, осуществляющими правовое сопровождение органа администрации Города Томска (при их наличии), производится на постоянной основе мониторинг применения действующих муниципальных нормативных правовых актов по направлениям, составляющим предмет деятельности соответствующего органа администрации Города Томска, в целях выявления коррупциогенных факторов и рисков.
Формирование плана проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов обеспечивается уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции на полугодие с учетом предложений отраслевых и территориальных органов администрации Города Томска. По результатам рассмотрения предложений сформированный план проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов предоставляется уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции на утверждение заместителю Мэра Города Томска - Руководителю аппарата администрации Города каждые полгода в срок до 15 января и 15 июля соответственно.
Уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с утвержденным планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. В случае выявления коррупциогенных факторов в муниципальном нормативном правовом акте уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции направляет заключение для исполнения в уполномоченный на внесение изменений орган и(или) должностному лицу, указанному в плане проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, а также направляет копию такого заключения в Комиссию по противодействию коррупции при администрации Города Томска для осуществления деятельности по анализу муниципальных правовых актов Города Томска.
Постановлением Администрации г. Томска от 2 июня 2015 г. N 482 в пункт 3.10 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента принятия названного постановления
3.10. По результатам проведения уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта или его проекта составляется мотивированное заключение о наличии или отсутствии в тексте правового акта коррупциогенных факторов, в котором указывается:
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих структурных единиц (статей, пунктов, подпунктов) нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в котором эти факторы выявлены, либо об отсутствии коррупциогенных факторов;
- предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов (при наличии таковых).
При проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта лицами, указанными в абзаце первом пункта 3.7, абзаце первом пункта 3.8 настоящего раздела Положения, одновременно с проведением экспертизы на предмет законности допускается составление единого заключения с указанием предложений по приведению муниципального нормативного правового акта или его проекта в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами более высокой и равной юридической силы и положений, указанных в абзацах 2 - 3 настоящего пункта.
В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта лицами, указанными в абзаце первом пункта 3.7, абзаце первом пункта 3.8 настоящего раздела Положения, одновременно с проведением экспертизы на предмет законности в тексте проекта нормативного правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным лицом осуществляется визирование проекта муниципального нормативного правового акта без составления заключения.
3.11. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенных факторов, устранение которых из текста нормативного правового акта невозможно или нецелесообразно, лицо, осуществляющее проведение антикоррупционной экспертизы, должно это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
3.12. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы оформляется на бланке проводящего антикоррупционную экспертизу органа или должностного лица и подписывается руководителем органа (должностным лицом).
3.13. В случае проведения экспертизы отдельного муниципального нормативного правового акта в соответствии с поручениями Мэра Города Томска, его заместителей, управляющего делами администрации Города Томска заключение направляется лицу, давшему соответствующее поручение, для принятия решения о внесении изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта либо об отсутствии необходимости во внесении изменений в текст муниципального нормативного правового акта или в его отмене.
В случае выявления лицами, указанными в подпункте 3 пункта 3.9 настоящего Положения, коррупциогенных фактов и рисков заключение направляется руководителю соответствующего органа администрации Города Томска для принятия решения об инициировании в установленном действующем законодательством РФ порядке внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт, об отмене муниципального нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.