Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 30 апреля 2015 г.
Дата оглашения решения: 30 апреля 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 07 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ООО "ДорПромСтрой" (далее - Заявитель, Общество): Кривова Романа Николаевича (копия протокола N 4 общего собрания учредителей (участников) ООО "ДорПромСтрой" от 20.07.2009),
ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация), администрации Ивановского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик): Саченко Ивана Андреевича (доверенность N 16-18/14 от 22.03.2015, доверенность N 1758 от 24.04.2015),
УСТАНОВИЛА:
23.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ДорПромСтрой" на действия заказчика - администрации Ивановского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту дорог в соответствии с аукционной документацией (извещение N 0133300020015000015).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Из жалобы ООО "ДорПромСтрой" следует:
1) в аукционной документации по позициям плиты дорожные (стр. 67, стр. 78-158), песок (стр. 67-70, стр. 158-161), вода (стр. 70-78, стр. 181-189, стр. 210-217), щебень 164-181, стр. 197-209), битум (стр. 217-219, стр. 220-222, стр. 226-228, стр. 254-256), асфальтобетонные смеси (стр. 223-226, стр. 241-254), поковки (стр. 228-238), бруски обрезных хвойных пород (стр. 241) установлены многочисленные требуемые характеристики, не являющиеся объектом закупки и напрямую не связанные с данными товарами. Например, требования к составу массовой доли химических и физических веществ относятся непосредственно к сырью, из которого данный товар изготовлен и, как следствие, являются излишними и могут повлечь ограничение количества участников закупки;
2) Заявитель считает, что Заказчик при формировании начальной (максимальной) цены контракта не может применять формы сметных расчетов т.к. в них при её составлении запрашиваются требования к технологическим, техническим ресурсам, что противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе;
3) использование плит дорожных (стр. 67) не предусмотрено при выполнении работ, так как в локальной смете по позиции "плиты железобетонные для покрытий автомобильных дорог количество единиц стоит 0, и стоимость 0 руб., следовательно, установление многочисленных требований в аукционной документации по данной позиции является неправомерны;
4) по мнению Заявителя, поковки, бруски обрезных хвойных пород являются излишними, т.к. относятся к технологическому ресурсу закупки;
5) Заказчиком предъявляются требования об указании конкретных характеристик товаров, указанных не только в Техническом задании аукционной документации, но и во всех Приложениях, например, нужно указать применяемые в соответствии с техническим заданием методы, технологии, этапы строительства, указать, какая техника, какой массы будет применена, описать процессы изготовления материалов и т.п. По мнению Заявителя, данный факт нарушает положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации следует, что Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него.
Относительно третьего довода жалобы представитель Заказчика, Специализированной организации пояснил, что плиты железобетонные приобретаться подрядчиком не будут (в сметных расчетах указано количество и стоимость 0), а указанные плиты будут использовать б/у, т.е. те плиты, которые уже вмонтированы в дорожное покрытие, и при выполнении работ подрядчиком будет демонтированы.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
10 апреля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300020015000015 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту дорог в соответствии с аукционной документацией. Начальная (максимальная) цена контракта электронного аукциона составляет 12 074 209, 00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-394/2015 от 28.04.2015.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в технической части аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, химическому, физическому составу материалов, из которых данный товар изготавливается, например:
- по позиции "песок природный для строительных работ средний, исходное сырье горные породы или шлаки": содержание в шлаковом песке глинистых частиц, определяемых при испытании на набухание, активность шлаков, удельная эффективность естественных радионуклидов Аэфф песка, в том числе: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремний и др.), серы и.п.
- по позиции "вода": содержание в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов, цинка запах воды, кислотность, окисляемость, наличие гуминовых веществ.
Техническая вода должна быть безвредна для здоровья людей (коли-индекс не более 1000). Отложения солей должны быть не более 0,08 мм в течение 1 мес., а биологические обрастания на 1 м поверхности - слоем не более 0,05 мм в течение 1 мес.
запах при температуре воды от 20 до 60 °С - не более 2 баллов; привкус при 20 °С - не более 2 баллов;
цветность по платиново-кобальтовой или имитирующей шкале - не более 20°;
мутность по стандартной шкале - не более 1,5 мг/л.
Содержание сухого остатка допускается не более 1000 мг/л, общая жесткость - 7 мг экв/л, концентрация хлоридов - 350 мг/л, железо - 0,3; нитраты - не более 45 мг/л.
Водородный показатель (рН) должен быть в пределах 6,0-9,5. Показателем эффективности обеззараживания воды хлором является наличие остаточного свободного хлора. Его концентрация не менее 0,3 мг/л и не более 0,5 мг/л" и т.д.
Естественная поверхностная и грунтовая вода должна соответствовать показателям, приведенным в таблице:
Показатели |
Единицы измерения |
Норматив |
Органолептические |
|
|
Запах |
баллы |
не более 2-3 |
Привкус |
баллы |
не более 2-3 |
Цветность |
градусы ЕМФ |
не более 30 |
Мутность |
(единицы мутности по |
в пределах 2,6-3,5 |
формазину) |
|
|
или мг/л (по коалину) |
не более 1,5-2,0 |
|
Химические |
|
|
Водородный показатель |
единицы РН |
6-9 |
Жесткость общая |
мг-экв./л |
не более 7-10 |
|
|
|
Нитраты (NО3) |
мг/л |
не более 45 |
Общая минерализация |
мг/л |
1000-1500 (сухой остаток) |
Окисляемость перманганатная |
мг/л |
не более 5-7 |
Сульфаты (SO4(2-)) |
мг/л |
не более 500 |
Хлориды (CL(-)) |
мг/л |
350 |
Химические вещества неорганической и органической природы |
мг/л |
ПДК |
Микробиологические |
|
|
Общие колиформные бактерии |
число бактерий в 100 мл |
отсутствие |
Общее микробное число |
число образующих колонии микробов в 1 мл |
100 |
Термотолерантные колиформные бактерии |
число бактерий в 100 мл |
отсутствие |
Колифаги |
число бляшкообразующих единиц в 100 мл |
отсутствие |
И другие многочисленные требования по позиции "вода", являющиеся необоснованными, и вводящие участников закупки в заблуждение, и затруднению составления первой части заявки.
- по позиции "щебень из природного камня для строительных работ" также установлены многочисленные требования, затрудняющие формирование заявки, например: требование указать конкретный показатель потери массы при испытании щебня, указание суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов, аморфных разновидностей диоксида кремния, сульфидов и т.п.
- по позиции "асфальтобетонные смеси дорожные или асфальтобетон": глубина проникания иглы, растяжимость, даже указано требование к указанию конкретного показателя средней смертельной дозы при введении в желудок, при нанесении на кожу.
- по позиции "поковки из квадратных заготовок" также установлены требования дублирующие требования ГОСТа.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности первого довода жалобы, за исключением требований по позиции "бруски обрезных хвойных пород", позиции "плиты железобетонные для покрытий автомобильных дорог", на основании незаконности включения в состав аукционной документации, вообще, указанной позиции и требований к техническим характеристикам данных плит железобетонных в рассматриваемой закупке, в силу того, что данный товар не будет приобретаться участником закупки.
Таким образом, указанные выше требования являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы не нашел подтверждения в ходе рассмотрения жалобы. Заявителем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, не было доказано, что применимый в данной закупке расчет начальной (максимальной) цены контракта нарушает нормы Закона о контрактной системе. Таким образом, данный довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России оставляет без рассмотрения.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно локальной смете плиты железобетонные для покрытий автомобильных дорог не будут приобретаться подрядчиком, так как в указанной смете относительно количества единиц и сметной стоимости указано 0.
В Техническом задании аукционной документации на стр. 78-158 установлены многочисленные требования к характеристикам указанного товара, которые в силу требований п. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе подлежат указанию в первой части заявки.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что включение в состав технического задании позиции "плиты железобетонные для покрытий автомобильных дорог" и установление многочисленных характеристик является незаконным и нарушающим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Четвертый довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы по существу на основании того, что в процессе выполнения работ поковки из квадратных заготовок и бруски обрезных хвойных пород не перерабатываются, не меняют своих физических свойств и передаются в собственность Заказчику.
Иного в ходе рассмотрения жалобы по существу Заявителем доказано не было.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В разделах 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" и 1.3. "Информационная карта" аукционной документации отсутствует обязанность участника закупки указывать наряду с конкретными характеристиками товара в соответствии с требования Технического задания аукционной документации в первой части заявки информацию и сведения, указанные в приложении к Техническому заданию, не относящиеся к характеристикам товара, например: методы, технологии, этапы строительства, вид техники, описание процессов изготовления материалов и т.п.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 указанной статьи.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика при формировании рассматриваемой аукционной документации нарушения требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ДорПромСтрой" на действия заказчика - администрации Ивановского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту дорог в соответствии с аукционной документацией (извещение N 0133300020015000015) обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ Е.Ю. Маслова
_______________________________ К.С. Горячева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 30 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2015