Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 5 мая 2015 г. N 66с/15
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова, Т.Н. Ролдугина,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N2"- Поповой С.В. (доверенность б/н от 05.05.2015), Яхонтовой О.В. (доверенность б/н от 05.05.2015),
- ООО "ФармСтандарт" - Лукьяновой А.В. (доверенность N 83 от 05.05.2015),
рассмотрев жалобу ООО "ФармСтандарт" на положения документации об электронном аукционе на поставку реактивов для КДЛ (реестровый номер 0346300093415000028) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 27.04.2015 поступила жалоба ООО "ФармСтандарт" на положения документации об электронном аукционе (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N2").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
По доводам жалобы представитель ООО "ФармСтандарт" пояснил, что заказчик утвердил документацию об электронном аукционе с рядом нарушений Закона о контрактной системе. Так, в техническом задании в позициях 1-8, 14, 16, 21 характеристики соответствуют товару одного производителя, а указанный ГОСТ Р 51088-97 отсутствует в регистрационном удостоверении. В позициях 25, 28 также указан ГОСТ, информация о котором отсутствует в регистрационном удостоверении. По позициям 29-32 указаны избыточные требования к упаковке - высота, диаметр и диаметр горлового отверстия флакона. Более того, по позиции 47 указано - обязательное условие РУ ФСР 20011/10540.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что ГОСТ определяет общие требования к товарам, но они производится по ТУ. Вместе с тем, в документации не было установлено требование о том, чтобы в регистрационных удостоверениях было обязательное указание на соответствующий ГОСТ. В позициях 30-31 указаны высота и диаметр флаконов в связи с тем, что они будут устанавливаться в имеющийся анализатор. В позициях 29, 32 указан диаметр горлового отверстия не менее 1 см, что не может являться избыточным. Конкретное РУ указано в целях предотвращения поставки товара без такого удостоверения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом главного врача ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" от 15.04.2015 N 271 принято решение о проведении электронного аукциона и создана аукционная комиссия.
Документация об электронном аукционе на поставку реактивов для КДЛ и извещение о проведении электронного аукциона N0346300093415000028 размещены 20.04.2015 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Объектом электронного аукциона является поставка реактивов для КДЛ.
Требования к характеристикам товаров установлены в техническом задании (приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
Рассмотрев довод заявителя о том, что характеристики товара по позициям N 1-8, 14, 16, 21 соответствуют продукции одного производителя - ЗАО "Диакон-ДС" Комиссия признает его необоснованным по следующим основаниям:
Так, в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый электронный аукцион размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2".
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Закон о контрактной системе предусматривает правила описания объекта закупки. При этом указанные правила не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Комиссия отмечает, что при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к товару по позициям N 1-8, 14, 16, 21 технического задания не ограничивают круг участников закупки и не усматривает в действиях заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Более того, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании документации об электронном аукционе требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников, а действия заказчика направлены на ограничение количества закупки.
По доводам жалобы об указании в позициях N 1-8, 14, 16, 21, 25, 28 ГОСТов, которые не указаны в регистрационных удостоверениях, Комиссия считает их необоснованными в связи со следующим:
Частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В позициях N 1-8, 14, 16, 21, 25, 28 заказчик употребил ГОСТы, но при этом установил значения характеристик закупаемых товаров, что расценивается как соблюдение требований ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и не является обстоятельством, влекущим невозможность участникам закупки предложить к поставке товар, соответствующий характеристикам, установленным техническим заданием.
Более того, ГОСТы указаны для подтверждения соответствия им определенным товарам, но не для наличия их в регистрационных удостоверениях.
Как было ранее установлено Комиссией, требования к товарам установлены заказчиком исходя из его потребностей в приобретении реактивов.
Так, Комиссией установлено, что у заказчика имеются анализаторы, к которым приобретаются разбавитель и реагенты. В связи с чем, в целях возможности использования закупаемых товаров с анализатором, заказчиком установлены определенные характеристики с упаковке товаров. Комиссией установлено, что по позициям 29-32 высота флакона установлена с характеристиками, выраженными не конкретными значениями, но позволяющими использовать флакон на имеющемся анализаторе, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данные требования соблюдены и при установлении таких характеристик как диаметр флакона и диаметр горлового отверстия флакона.
Таким образом, довод жалобы о том, что позициям 29-32 указаны избыточные требования к упаковке является необоснованным.
Рассмотрев довод жалобы об обязательном условии по позиции N 47 технического задания РУ ФСР 20011/10540 признает его обоснованным в связи со следующим:
Регистрационное удостоверение Минздрава РФ (Росздравнадзора) является документом, подтверждающим факт того, что медицинское изделие прошло регистрацию на территории Российской Федерации и внесено в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий (утв. приказом Минздрава России от 14.10.2013 N 737н) заявителями на предоставление государственной услуги (далее - заявители) являются:
1) разработчик медицинского изделия;
2) производитель медицинского изделия;
3) уполномоченный представитель производителя медицинского изделия.
В силу п. 8 Правил государственной регистрации медицинских изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416) для государственной регистрации медицинского изделия разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) (далее - заявитель) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия, а также документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил.
Таким образом, регистрационное удостоверение выдается конкретному производителю (уполномоченному лицу) медицинского изделия. При этом каждое регистрационное удостоверение имеет свой определенный номер.
Так, по позиции N 47 технического задания документации об электронном аукционе указано, что на товар обязательно наличие РУ ФСР 20011/10540.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что данное регистрационное удостоверение (с учетом допущенной заказчиком опечатки - РУ ФСР 2011/10540) выдано конкретному лицу - производителю ЗАО "НИЦФ".
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что указание в требованиях к товару по позиции N 47 технического задания на обязательное наличие конкретного регистрационного удостоверения, выданного конкретному производителю, фактически является требованием к производителю товара, что является нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного учреждения установлены нарушения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, которые выразились в следующем:
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к первой части заявки при поставке товара установлены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Однако, в нарушение данного требования в пункте 17 документации об электронном аукционе установлено, что следующее:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" в первой части заявки следует указать наименование производителя товаров, относящихся к действию данного Постановления. В случае отсутствия в заявке наименования производителя, данная заявка будет рассматриваться на общих основаниях".
Более того, в пункте 18 документации установлено, что "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона".
Однако, п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административных правонарушений.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ФармСтандарт" на положения документации об электронном аукционе на поставку реактивов для КДЛ (реестровый номер 0346300093415000028) обоснованной в части неправомерного указания в требованиях к товару по позиции N 47 технического задания документации об электронном аукционе номера регистрационного удостоверения.
2. Установить нарушения ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ Т.Н. Ролдугина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 5 мая 2015 г. N 66с/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2015