Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 мая 2015 г. N 03-10.1/147-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Веретельник М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-Строй" (далее - Заявитель, Общество) на действия Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Газоснабжение с. Ульяновка Омского района Омской области. Трасса газопровода" в форме электронного аукциона (извещение N 0152300042515000010) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила жалоба Заявителя (вх. N 4485 от 12.05.2015) на положения документации об аукционе, нарушающие нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4609 от 07.05.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 4474 от 12.05.2015).
Из представленных материалов и информации следует, что 27.04.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 11582151 рубль.
08.05.2015 Заказчиком были внесены изменения в документацию об аукционе.
Согласно извещению дата окончания подачи заявок на участие в аукционе установлена 25.05.2015.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В подпункте "б" пункта 1.1 части 18 документации об аукционе Заказчиком установлено следующее требование к содержанию первой части заявки:
"Согласие участника электронного аукциона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N2 и Приложении N3 документации и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документации об аукционе предметом контракта является строительство газопровода.
В приложении N 3 "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" в форме таблицы с двумя графами "Наименования" и "Диапазонные показатели" установлены характеристики используемых в работе товаров.
В жалобе Заявителя указано следующее:
"В Приложении N 3 "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" к документации об аукционе установлено:
Наименование |
Диапазонные показатели |
Труба полиэтилено- вая |
Средний наружный диаметр трубы не менее 32 мм. Овальность после экструзии не менее 1,3. Предельное отклонение труб по диаметру не менее 0,3 мм. Толщина стенки трубы не менее 3,0 мм, но не более 3,4 мм. Предельное отклонение стенки трубы не более 0,4 мм. Минимальная длительная прочность MRS но не более 10,0 МПа, расчетное напряжение не менее 10,0 МПа. Относительное удлинение при разрыве, % не менее 350; стойкость при внутреннем постоянном давлении при 80С не менее 165 ч., при начальном напряжении стенки трубы но не более 5,4 МПа. Расчетная масса 1-м трубы 0,277 кг. Трубы диаметром 225 мм и менее маркируют, маркировку наносят на поверхность трубы методами: термотиснения, термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения, методом цветной печати или другими, не ухудшающими качество трубы и оболочки с интервалом не более 1 м. Маркировка не должна приводить к возникновению трещин и других повреждений, ухудшающих прочностные характеристики трубы. При нанесении маркировки методом печати цвет маркировки должен отличаться от основного цвета трубы. Размер шрифта и качество нанесения маркировки должны обеспечивать ее разборчивость без применения увеличительных приборов. Маркировка должна включать (в следующей последовательности): наименование изготовителя и/или его товарный знак, условное обозначение трубы без слова "труба", дату изготовления (день и/или месяц, год - четыре арабские цифры). В маркировку допускается включать другую информацию, например наименование страны, номер партии. Транспортную маркировку по ГОСТ 14192 наносят на бумажные, картонные, фанерные и другие ярлыки, прикрепляемые к пакетам труб, бухтам или катушкам или наклеиваемые на трубы. При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожноводном сообщении или водным транспортом, а также мелкими и малотоннажными отправками при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки. Трубы диаметром 225 мм и менее, выпускаемые в отрезках, связывают в пакеты массой до 3 т, скрепляя их не менее чем в двух местах таким образом, чтобы расстояние между местами скрепления было от 2,0 до 2,5 м. Допускается по согласованию с потребителем трубы в отрезках не упаковывать, кроме железнодорожного вида транспорта. Трубы диаметром более 225 мм в пакеты не связывают. По согласованию с потребителем из пакетов допускается формировать блок-пакеты массой до 5 т. Бухты скрепляют не менее чем в четырех местах. При упаковке труб в бухты и на катушки концы труб должны быть заглушены и жестко закреплены. Внутренний диаметр бухты должен быть не менее 16 наружных диаметров трубы. При упаковывании используют средства скрепления по ГОСТ 21650 или аналогичные по другим нормативным или техническим документам, не ухудшающие качество поверхности труб и соответствующие требованиям ГОСТ 21650. |
Электроды |
Стержни электродов должны быть из сварочной проволоки, предназначенной для изготовления электродов, проволока должна быть низкоуглеродистая или легированная, проволока должна быть марки Св-08ГС содержание углерода, в которой должно быть не более 0,10%, содержание кремния должно быть не менее 0,60 и не более 0,85%,содержание марганца должно быть не менее 1,40 и не более 1,70%, содержание хрома должно быть не более 0,20%, содержание никеля должно быть не более 0,25%, содержание серы должно быть не более 0,025%, содержание фосфора должно быть не более 0,030%, или марки СВ-12ГС содержание углерода, в которой должно быть не более 0,14%, содержание кремния должно быть не менее 0,60 и не более 0,90%,содержание марганца должно быть не менее 0,80 и не более 1,10%, содержание хрома должно быть не более 0,20%, содержание никеля должно быть не более 0,30%, содержание серы должно быть не более 0,025%, содержание фосфора должно быть не более 0,030%, или марки Св-08А содержание углерода, в которой должно быть не более 0,10%, содержание кремния должно быть не более 0,03%, содержание марганца должно быть не менее 0,35 и не более 0,60%, содержание хрома должно быть не более 0,12%, содержание никеля должно быть не более 0,25%, содержание серы должно быть не более 0,030%, содержание фосфора должно быть не более 0,040%, или марки СВ-08 ГА содержание углерода, в которой должно быть не более 0,10%, содержание кремния должно быть не более 0,06%, содержание марганца должно быть не менее 0,80 и не более 1,10%, содержание хрома должно быть не более 0,10%, содержание никеля должно быть не более 0,25%, содержание серы должно быть не более 0,025%, содержание фосфора должно быть не более 0,030%; содержание азота в проволоке всех марок должно быть не более 0,010%, проволока должна быть группы 2; по виду поверхности проволока для изготовления электродов должна быть омедненная или не омедненная; проволока для изготовления электродов должна иметь номинальный диаметр 2,5 мм, предельное отклонение для проволоки должно быть - 0,09 мм. Электроды должны обеспечивать следующие механические свойства металла шва, наплавленного металла и сварного соединения при нормальной температуре: временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла должно быть не менее 42 кгс/мм2, относительное удлинение должно быть не менее 18%, ударная вязкость должна быть не менее 8 кгс х м/мм2,временное сопротивление разрыву сварного соединения, выполненного электродами диаметром не менее 3 мм, должно быть не менее 42 кгс/мм2, угол загиба должен быть не менее 60 град.; химический состав металла, наплавленного электродами, должен соответствовать требованиям технических условий или паспорта на электроды, при этом содержание наплавленном металле серы должно быть не более 0,040%, а содержание фосфора должно быть не более 0,045%.По допустимым пространственным положениям сварки или наплавки электроды должны быть класса 1 - для всех положений, по толщине покрытия электроды должны быть класса Д- с толстым покрытием или класса С - со средним покрытием, по номинальному напряжению холостого хода, которое должно быть не менее 60 и не более 80В, электроды должны иметь обозначение4, 5 или 6 с рекомендуемой полярностью постоянного тока "любой", "прямой" и "обратной" соответственно; по видам покрытия электроды должны быть с кислым покрытием - А или с основным покрытием - Б. Электроды должны иметь номинальный диаметр, определяемый диаметром стержня d, который должен быть равен 2,5 мм, номинальная длина электродов L (предельное отклонение +/- 3 мм) со стержнем из сварочной проволоки должна быть 250 или 300 мм, длина зачищенного от покрытия конца должна быть не менее 15 и не более 25 мм; покрытие электродов должно быть плотным, прочным, не должно иметь вздутий, пор, наплывов и трещин, за исключением допускаемых поверхностных продольных трещин и местных сетчатых растрескиваний, протяженность(максимальный размер) которых не должна превышать трехкратный номинальный диаметр электрода, если минимальное расстояние между ближайшими концами трещин или (и) краями участков местного сетчатого растрескивания более трехкратной длины более протяженной трещины или участка растрескивания; на поверхности покрытия электродов допускаются местные вмятины глубиной не более50% толщины покрытия в количестве не более четырех при суммарной протяженности до 25 мм на одном электроде; две местные вмятины, расположенные с двух сторон электрода в одном поперечном сечении, могут быть приняты за одну, если их суммарная глубина не превышает 50%толщины покрытия; на участке электрода, примыкающем к зачищенному от покрытия контактному торцу электрода, допускается оголенность стержня, протяженность которой должна быть не более половины диаметра стержня, на не более 1,6 мм для электродов с основным покрытием и не более 2/3 диаметра, но не более 2,4 мм для электродом с кислым покрытием; на поверхности покрытия могут быть местные задиры, протяженность которых должна быть не более 15 мм при глубине, которая должна быть не более 25%номинальной толщины покрытия, числом не более двух на одном электроде; разность толщины покрытия "е" в диаметрально противоположных участках электрода не должна превышать 0,12 мм; покрытие электродов не должно разрушаться при свободном падении электрода плашмя на гладкую стальную плиту с высоты, которая должна быть 1 м, сварочно-технологические свойства электродов должны удовлетворять следующим требованиям: дуга должна легко возбуждаться и должна стабильно гореть, покрытие должно плавиться равномерно, недолжно быть чрезмерного разбрызгивания, отваливания кусков, образования чехла или козырька, препятствующих нормальному плавлению электрода; образующийся при сварке шлак должен обеспечивать правильное формирование валиков шва и должен легко удаляться после охлаждения; в металле шва и в наплавленном металле не должно быть трещин, надрывов и поверхностных пор; максимальный линейный размер поры или шлакового включения в металле шва должен быть не более 0,6 мм, число внутренних пор и шлаковых включений в месте их наибольшего скопления на 100 длины шва должно быть не более 3 в однопроходном шве и не более 5 в многопроходном шве. Электроды должны быть упакованы в коробки или пачки по одному из следующих вариантов: в герметизируемые пластмассовые коробки (пеналы); в пачки, завернутые в оберточную бумагу или равноценную ей по характеристикам, которые в последующем должны быть упакованы в герметизируемые металлические коробки (пеналы); в коробки из коробчатого картона, толщина которого должна быть не менее 0,7 мм, которые в последующем должны будут упакованы в полиэтиленовую пленку, толщина которой должна быть не менее 0,1 и не более 0,2 мм, или в полиэтиленовую термоусадочную пленку; в пачки, которые должны быть завернуты в оберточную бумагу и в последующем должны быть упакованы каждая в герметичную упаковку из полиэтиленовой пленки, толщина которой должна быть 0,1 - 0,2 мм; в коробки из коробчатого картона толщина которого должна быть не менее 0,8 мм; в пачки, которые должны быть завернуты в двухслойную упаковочную бумагу марок Б-70, Б-80 или Г-80, или в мешочную бумагу марок В-70 или В78; |
Аналогичные требования к товарам установлены в ряде иных позиций приложения N 3 к документации об аукционе.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
По мнению Комиссии, приведенное описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, описание веществ, используемых при изготовлении товаров, нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которым является реконструкция объекта, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают вышеуказанные требования Федерального закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиком в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе правомерно установлены требования к упаковке товаров, но вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно в подпункте "б" пункта 1.1 части 18 документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в заявке на участие в аукционе конкретных показателей упаковки.
По мнению Комиссии, требования к упаковке товаров, используемых при выполнении работ, могли быть установлены в проекте муниципального контракта.
3.2. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее: "Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен аукцион, относятся к коду 45 ОКПД (45.21.42.112) и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, заказчиком при размещении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99".
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссия отмечает, что 17.02.2015 вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2015, "Собрание законодательства РФ", 09.02.2015, N 6, ст. 976).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1.
В пункте 2 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен аукцион, относятся к коду 45 ОКПД и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, Заказчик при размещении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
В нарушение указанных норм в извещении об аукционе и в документации об аукционе не установлены ни дополнительные требования к участникам закупки, ни исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, в связи с чем, Комиссия признает довод жалобы обоснованным.
3.3. В жалобе также указано следующее:
"В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора физическим или юридическим лицом. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
В связи с вышеизложенным, и согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля должно иметь лицо, привлеченное по договору с застройщиком или заказчиком для выполнения указанного вида работ, а не организация, выполняющая строительные работы.
В нарушение вышеуказанных требований Заказчиком в пункте 1 части 15 документации об аукционе установлено требование о наличии у участника аукциона свидетельства о допуске к работам по организации строительства а также наличие допуска к выполнению работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем".
В пункте 15 документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"Соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки - обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ:
____..
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14)
32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19);
____..".
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Следовательно, Заказчиком было правомерно установлено требование о наличии у участника аукциона допуска к выполнению работ по осуществлению строительного контроля при выполнении работ лично.
Исходя из изложенного, Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.
3.4. В жалобе указано: "Также в подпункте 2 пункта 2 части 18 документации об электронном аукционе отсутствует исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе".
Комиссия установила, что в извещении о проведении аукциона в пункте 6 "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" раздела "Требования к участникам" установлено "Согласно аукционной документации".
Комиссия считает, что применение Заказчиком отсылочной нормы является правомерным, поскольку в документации установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, в связи с чем признает данный довод жалобы необоснованным.
3.5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, закреплены в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Перечень таких работ определен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые допуски к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.
В пункте 15 документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
"Соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки - обязательное наличие у участника размещения заказа либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ" (с указанием конкретных видов работ, но при этом, в том числе были вновь указаны виды работ по организации строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.6. Объекты газоснабжения").
Комиссия считает, что такое противоречивое требование могло ввести в заблуждение участников закупки относительно требуемых разрешений на осуществление деятельности при выполнении подрядчиком работ лично.
3.6. В силу части 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пунктам 6 и 7 Постановления Российской Федерации от 25.11.2014 N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 9.4 раздела 9 "Ответственность сторон" проекта контракта Заказчиком, в частности указано следующее:
"В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, Муниципальный заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустойки (штрафа, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, включая промежуточные сроки производства работ, и устанавливается настоящим контрактом в размере 0,1% от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
Комиссия отмечает, что размер пени, установленный заказчиком в пункте 9.4 проекта контракта, не соответствует требованиям части 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Постановления N 1063.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Альфа-Строй" на действия Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Газоснабжение с. Ульяновка Омского района Омской области. Трасса газопровода" в форме электронного аукциона (извещение N 0152300042515000010), при этом признать обоснованными доводы о установлении необъективных требований к используемому товару и об отсутствии дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
2. Признать в действиях Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 и части 4 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, части 7 статьи 34, пунктов 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.Н.Шевченко |
|
М.С.Веретельник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 мая 2015 г. N 03-10.1/147-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2015