Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Форест Логистик" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Заказчик) при проведении аукциона на поставку семян ели сибирской (европейской, обыкновенной, гибридной) I класса качества для выполнения работ по воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Пермского края (извещение N 0156200002515000068),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200002515000068 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку семян ели сибирской (европейской, обыкновенной, гибридной) I класса качества для выполнения работ по воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Заявитель полагает, что требования, установленные в Техническом задании, ограничивают количество участников закупки.
Требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, установлены в Главе 5 "Техническое задание" документацию о закупке.
Так, к поставке требуются семена ели сибирской (европейской обыкновенной, гибридной): Класс качества - I; Район заготовки - согласно лесосеменному районированию ("Лесосеменное районирование основных лесообразующих пород в СССР". М., 1982) происхождение (место сбора) семян может быть в следующих субъектах Российской Федерации: Пермский край. Номера лесосеменных районов - поставщиков семян: 26а, 26б. Всхожесть, жизнеспособность, доброкачественность-согласно ГОСТ 14116-86, Чистота - не менее 90%; Влажность семян - 6-7,5%.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, Комиссия находит подлежащими удовлетворению требования Заявителя по следующим основаниям.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Как указано выше, в аукционной документации Заказчиком установлено, что происхождение семян (место сбора) может быть в следующих субъектах Российской Федерации: Пермский край, номера лесосеменных районов поставщиков семян: 26а, 26б.
Согласно ч.3 ст.65 Лесного кодекса РФ, при воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений.
В соответствии с ч.4 ст.65 Лесного кодекса РФ, при воспроизводстве лесов не допускается применение нерайонированных семян лесных растений, а также семян лесных растений, посевные и иные качества которых не проверены.
Порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правила создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и подобных объектов) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.5 названной статьи).
Такой порядок установлен приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 2 февраля 2012 г. N 26 (далее - Приказ N 26).
В соответствии с Приказом N 26, использование районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород (далее - семена лесных растений) осуществляется на основе лесосеменного районирования, предусматривающего разделение территории Российской Федерации на лесосеменные районы. Районированные семена лесных растений заготавливаются в пределах территории лесосеменного района, где они используются, или в иных лесосеменных районах, из которых согласно лесосеменному районированию допускается их использование в данном лесосеменном районе. Лесосеменной район происхождения семян лесных растений должен быть указан в документе, удостоверяющем сортовые и посевные качества семян лесных растений. Использование районированных семян лесных растений осуществляется для:
выращивания посадочного материала лесных растений (сеянцев и саженцев);
искусственного или комбинированного лесовосстановления;
создания лесосеменных и иных плантаций древесных и кустарниковых пород;
формирования федерального и страховых фондов семян лесных растений;
лесоразведения;
озеленения территорий и объектов;
реализации;
иных целей.
При воспроизводстве лесов (выращивании посадочного материала для лесовосстановления, искусственном и комбинированном лесовосстановлении) используются преимущественно семена лесных растений, заготовленные в пределах лесосеменного района, на территории которого осуществляется воспроизводство лесов (п.2-5).
Лесосеменные районы, в том числе, ели обыкновенной, содержатся в издании "Лесосеменное районирование основных лесообразующих пород в СССР". М., 1982, (далее - Лесосеменное районирование) на которое в Техническом задании имеется ссылка. В документации также указано, что целью поставки являются работы по воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Пермского края.
Согласно Лесосеменному районированию, территория земель лесного фонда Пермского края относится к Среднепредуральскому лесосеменному району (N 26), в который входят два подрайона: а. Верхнекамский, б. Среднекамский.
Вместе с тем, как указано выше, Заказчик установил требование о том, что происхождение (место сбора) семян может быть в субъекте Российской Федерации: Пермский край.
При таких обстоятельствах, требование о месте сбора семян и указание лесосеменных районов поставщиков семян не коррелируют между собой.
Более того, указание на субъект Российской Федерации - Пермский край, при одновременном требовании о поставке семян в соответствии с Лесосеменным районированием, не соответствует требованиям Лесного кодекса Российской Федерации и существующего на сегодняшний день Лесосеменного районирования.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Форест Логистик" на действия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края при проведении аукциона на поставку семян ели сибирской (европейской, обыкновенной, гибридной) I класса качества для выполнения работ по воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Пермского края (извещение N 0156200002515000068) обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Единой комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2015