Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 мая 2015 г. N 615-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
Литяевой О.В. -главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алиева В.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Тюменского областного суда - Сорокина А.С. (доверенность б/н от 12.05.2015 г.), Колесниковой Н. К. (доверенность б/н от 12.05.2015 г.);
- в отсутствии заявителя в лице ООО ГК "Новые Технологии", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО ГК "Новые Технологии" (625000, Тюменская обл, Тюмень г, ул. Обдооская, д.3) о нарушении заказчиком в лице Тюменского областного суда (625000, Тюменская обл, Тюмень г, 8 Марта, 1) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0367100002515000025) на выполнение работ по текущему ремонту помещений Тюменского областного суда, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО ГК "Новые Технологии" (вх. N 01-9677 от 07.05.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Тюменского областного суда при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0367100002515000025) на выполнение работ по текущему ремонту помещений Тюменского областного суда, Закона о контактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что в документации Заказчиком не правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия лицензии ФСБ, а также описание объекта закупки содержит товарный знак "Goodwin".
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам:
26.11.2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0367100002515000025 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила - 9 200 000,00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик в п. 22 информационной карты аукционной документации установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе также должна содержать: лицензию, выданную органами ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в связи с тем, что Тюменский областной суд является объектом, для функционирования которого установлены дополнительные меры безопасности, и допуск в режимно-секретные помещения во время ремонта не разрешен без лицензии).
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (Далее - Закон о государственной тайне) государственную тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
В соответствии со ст. 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно ст. 31 Закона о государственной тайне контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.
В соответствии с п. 21 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция) в номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.
В соответствии с Приказом ФСБ России от 11.04.2014 N 202 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" государственная услуга по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну осуществляет ФСБ России.
В соответствии с Приказом председателя Тюменского областного суда от 26.03.2015 г. N 27 о/д с грифом ДСП в Тюменском областном суде создано режимно-секретное подразделение.
В связи с тем, что в Тюменском областном суде создано режимно-секретное подразделение и при выполнении работ по текущему ремонту помещений Тюменского областного суда, работники подрядчика будут иметь доступ к данным помещениям, а равно к сведениям, составляющим государственную тайну, включение в документацию аукциона в электронной форме требования к участникам закупки в виде наличия лицензии ФСБ соответствует законодательству о контрактной системе. Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчик в п. 22 информационной карты аукционной документации установил требование ко вторым частям заявки: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона:
- документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки;
- декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, установленным документацией об электронном аукционе (за исключением отсутствия информации в реестре недобросовестных поставщиков);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В результате заказчиком в документации об аукционе не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии, выданной органам ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в нарушение в п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Данное требование установлено только в требованиях к участниках закупки.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
Относительно довода заявителя жалобы об установлении в описании объекта закупки товарного знака "Goodwin", комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем комиссией Свердловского УФАС установлено, что заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в р. 8 технического задания аукционной документации в характеристиках используемых материалов по текущему ремонту помещений Тюменского областного суда включил требование в отношении товарного знака: "GOODWIN" при этом товарный знак не сопровождался словом "или эквивалент". Заказчик в наименовании таблицы товаров указал о возможности эквивалентности товаров, материалов. Вместе с тем, система "GOODWIN" является составной частью товара блока оконного. Показатели эквивалентности в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не установлены.
В соответствии с частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО ГК "Новые Технологии" признать частично обоснованной
2. В действиях заказчика в лице Тюменского областного суда признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Тюменского областного суда выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников
Члены Комиссии О.В. Литяева
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 мая 2015 г. N 615-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2015