Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 апреля 2015 г. N 2-57-3000/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии
Главного специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
при участии представителей:
ФГБУ "Российская Государственная Библиотека": Жураховского О.П., Шумова С.Н., Маниной С.В.,
ООО "Бастион": Софронова П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Бастион" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Российская Государственная Библиотека" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по капитальному ремонту и реставрации несущих колонн и портика фасадной части здания РГБ (Закупка N0373100103914000218) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.04.2015 NМГ/13727 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Техническом задании аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, и выразившихся в использовании Заказчиком нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
- в Приложении N1 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, в частности:
- в п. 4 Арматурная сталь тип 1: "Химический состав стали должен быть: Углерод должен быть более 0,27 процента, Кремний должен быть менее 0,37 процента. Медь должна быть менее 0,48 процента. Марганец должен быть не менее 0,97 процента. Никель должен быть не менее 0,20 процента. Фосфор должен быть не менее 0,036 процента, Хром должен быть более 0,15 процента. Сера должена быть менее 0,049 процента".
- в п. 5 Арматурная сталь тип 2: "Химический состав стали должен быть: Углерод должен быть менее 0,35 процента Медь должна быть менее 0,48 процента, Марганец должен быть не менее 0,97 процента, Кремний должен быть не менее 0,57 процента, Фосфор должен быть не более 0,045 процента, Хром должен быть не более 0,42 процента, Сера должена быть не более 0,048 процента, Никель должен быть не более 0,35 процента".
- в п. 2: "Дождеприемники должны быть отлиты из чугуна одной из следующих марок: СЧЮ/ СЧ15/ СЧ20/ СЧ25/ СЧЗО/ СЧ35. Массовая доля элементов, %, должна быть: углерода более 3 и менее 3,7, кремния более 1,5 и менее 2,4, марганца более 0,5 и менее 1, фосфора не более 0,3, серы не более 0,2".
- в п. 6 Хомуты в комплекте со шпильками и анкерами: "Стальная часть хомута должна быть выполнена из оцинкованной стали. Характеристики стали: массовая доля элементов, % углерода менее 1,0 но более 0,07, марганца не менее 0,23, серы более 0,019".
- в п. 7 Болты распорные: "Химический состав стали: Массовая доля элементов углерода 0,10-0,30 %, Массовая доля элементов кремния 0-0,40 %, Массовая доля элементов марганца 0,20-1,3 %, Массовая доля элементов хрома, менее 0,4 %, Массовая доля элементов никеля, менее 0,40 %, Массовая доля элементов меди, менее 0,40 %, Массовая доля элементов азота, менее 0,13 %, Массовая доля элементов мышьяка, менее 0,1 %, Массовая доля элементов серы, менее 0,1 %, Массовая доля элементов фосфора, менее 0,1 Уо".
- в п. 23 Кислород, Заказчик устанавливает требования к баллону в котором данный кислород содержится и указывает: "Баллон должен быть изготовлен из углеродистой или легированной стали одной из следующих марок: Ст2кп/ СтЗпс/ 20Г/ Ст4кп/ ЗОХГСА/ 45Г2/ 19ХГН/ СтЗпс/ 40ХН2МА/ Ст4пс. Сталь должна быть со следующим химическим составом,%: углерода должно быть не менее 0,2, марганца должно быть не менее 0,3, кремния должно быть не более 1,5, хрома должно быть не менее 0,5".
Аналогичные требования указаны в п. 10 Сетка, п. 16 Стойки металлические, п. 17 Швеллеры, п. 32 Манометры с трехходовым краном, п. 33 Кронштейны тип 1, п. 36 Стойки, п. 41 Канат.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные требования к данным товарам, а также затруднился обосновать необходимость использования таких показателей.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки в части требований к вышеуказанным товарам, не носит объективный характер, поскольку устанавливает требования к таким товарам как хром, марганец и т.д., не являющихся объектом закупки, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, об обоснованности данного довода жалобы
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требование к товарам необходимые при выполнении работ, которые в свою очередь влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы: "Заказчиком установлены требования к кронштейнам фирмы "HALFEN", ОТДВ "Микродур" R-X/E plus, "Солидур" 274 с характеристиками, присущими только указанным производителям".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования указаны в проектно-сметной документации, которая не содержит минимальных и максимальных показателей товаров необходимых при выполнении работ.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными Техническим заданием".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заявителя не предоставил доказательств, подтверждающих доводы жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Кроме того в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении электронного аукциона содержит требование к составу заявки: "Меняем форму 2. (Форма 2, представленная в файле "Аукцион-КОЛОННЫ(44-ФЗ).docх", является недействительной!)". Вместе с тем, согласно п.11 Информационной карты Аукционной документации "При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
б) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлены требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Бастион" на действия ФГБУ "Российская Государственная Библиотека" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 апреля 2015 г. N 2-57-3000/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2015