Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2017 г. N 44-313/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" (далее - Заказчик):;
ООО "Стандарт" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1067 -ЭП/17 от 17.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на cанитарное содержание внутренних помещений и прилегающих территорий военных городков для нужд Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100024516001021. Начальная (максимальная) цена контракта - 60 882 924,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие положения Закона о контрактной системе, и выразившиеся, по мнению Заявителя, в использовании при описании объекта закупки нестандартных показателей по ряду позиций, установленных Заказчиком в Техническом задании.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к конкретным показателям товара, необходимого для оказания услуг, установлены Заказчиком в части III "Техническое задание" аукционной документации.
Например, к товару по позиции 19 "Мешок для мусора тип 2 ГОСТ 32521-2013 " в Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования: "Материал изготовления должен быть полиэтилен высокого давления. Объем мешка не менее 160 л. Завязки должны быть в наличие. Мешок должен иметь равномерный шов. Минимальная прочность сварного шва при разрыве не меньше 60 % прочности при растяжении пленки. Высота мешка не менее 1200 мм. Ширина мешка более 900 мм".
Комиссия УФАС установила, что такой показатель как " высота" мешка не нормируется ГОСТ 32521-2013 "Мешки из полимерных пленок. Общие технические условия".
Таким образом, Заказчиком использован при описании требований к товару нестандартный показатель, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Заявитель указывает в доводах жалобы на установление Заказчиком противоречивой и неполной инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, что, по мнению Заявителя, не позволяет заполнить заявку и нарушает положения Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик обязан при описании требований к товару использовать показатели, которые позволяют определить соответствие предлагаемого товара его действительным потребностям.
Сведения о товаре, предлагаемом к использованию участниками закупки, рассматриваются аукционной комиссией Заказчика, в целях установления их соответствия либо несоответствия требованиям документации об аукционе.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать указания по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров, с целью исключения субъективной интерпретации и толкования требований документации об аукционе участниками закупки и аукционной комиссией Заказчика.
Заказчиком в п. 1.4 части I аукционной документации установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В том числе, инструкция содержит следующий порядок предоставления значений показателей: "- В случае установления (определения) в разделе Часть III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА (Требования к товару, используемому при оказании услуг) минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (не менее - не более, более - менее, N1 (min) ....N2 (max), не менее.. и не более_ и т.п.) участником закупки в первой части заявки на участие в открытом аукционе должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных в разделе Часть III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА (Требования к товару, используемому при оказании услуг) относительно указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в разделе Часть III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА (Требования к товару, используемому при оказании услуг) относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов "минимум - максимум", "не менее - не более", "более - менее" N1 (mm) ....N2 (max), *-* и т.п.), за исключением случаев связанных с температурным диапазоном. Данное требование к поименованным таким образом показателям товара (температурный диапазон) обусловлено тем, что необходимый товар обладает (имеет) интервальным количественным (числовым) значением соответствующего показателя. Участник закупки должен указать диапазон значений (не превышающие или равные, не меньшие или равные значения верхнего и нижнего предела)в заданном диапазоне в соответствии с Инструкцией".
- Во всех иных случаях требования к показателям товаров установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания".
Используемые Заказчиком формулировки описания порядка предоставления значений показателей не позволяют определить что подразумевает Заказчик, указывая : " (Требования к товару, используемому при оказании услуг) минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (не менее - не более, более - менее, N1 (min) ....N2 (max), не менее.. и не более_ и т.п.)".
Вышеуказанные положения инструкции по заполнению первой части заявки противоречат друг другу и могут трактоваться Заказчиком двойственным образом.
Например, к товару по позиции 3 "Средство чистящее тип 2" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Средство должно быть применимо для ручной уборки. pH средства должен быть 3,0-11,5%."
Вместе с тем, руководствуясь установленной Заказчиком инструкцией не представляется возможным понять какое именно значение должен указать участник закупки: конкретный показатель или диапазонное значение в неизменной форме.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС также было установлено, что отсутствие надлежащего порядка предоставления значений показателей в составе первой части заявки привело к отклонению трех заявок по результатам рассмотрения первых частей заявок, в том числе за неправильное предоставление значений показателя "pH средства".
Данный довод жалобы является обоснованным.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Таким образом, жалобу следует признать частично обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 96, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стандарт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2017 г. N 44-313/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2017