Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 января 2017 г. N 22
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Клостер Е.А. |
- руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
- Горянская А.С. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кудинова К.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в присутствии представителей:
от заказчика (ФКУ "Дальуправтодор" "):
- Жук Наталья Юрьевна (представитель по доверенности);
- Кочемасов Вячеслав Михайлович (представитель по доверенности);
- Кваша Андрей Валерьевич (представитель по доверенности);
от заявителя (АО "Специализированное строительное управление"):
- Авенович Анна Сергеевна (представитель по доверенности);
-Шаманаев Данил Владимирович (представитель по доверенности);
Рассмотрев жалобу АО "Специализированное строительное управление" и материалы дела N 7-1/39,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба АО "Специализированное строительное управление" (далее - заявитель) на действия заказчика ФКУ "Дальуправтодор" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2017 год. Автомобильная дорога А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, км 683-км 692+120, км 708 - км730. Приморский край (N0322100004516000160).
Заявитель указывает на неправомерное отклонение и признание заявки несоответствующей требованиям аукционной документации. Обоснование отказа: п.2 ч.4 ст.67 несоответствие информации предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),требованиям п.4.2. раздела 4 документации об аукционе.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N 0322100004516000160 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС 30.12.2016 г.
Объект закупки - выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2017 год. Автомобильная дорога А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, км 683-км 692+120, км 708 - км730. Приморский край.
Начальная (максимальная) цена контракта: 42 652 503 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.01.2017 N0322100004516000160-1 подано 2 заявки, заявки под номером 1 не допущена к участию в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 23.01.2017 N0322100004516000160-3 победителем признано акционерное общество "Приморское автодорожное ремонтное предприятие.
Исходя из отзыва заказчика, жалобу данная сторона полагает необоснованной и на заседании комиссии представители заказчика пояснили следующее.
По истечению срока окончания подачи заявок на электронный аукцион было подано 3 заявки. Каждая заявка рассмотрена на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе. Заявки участников под N1 и N3 отклонены согласно п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе и п.4.2. раздела 4 документации об аукционе.
Участник закупки с заявкой N1 предложил конструкцию барьерного ограждения, которое не соответствует ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия", а именно: в п.7 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждение, металлическое, барьерного типа, одностороннее по ГОСТ 26804-2012 с уровнем удерживающей способности У2" участник закупки указал, для сечения стойки - швеллер N12 и толщины секции балок - 3 мм - шаг стоек составляет 2 м. Согласно, Приложению В таблицы В.1 ГОСТа 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия" для вышеуказанных показателей при уровне удерживающей способности У2 шаг стоек должен быть 1,5 м.
Так же в п.8 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждение, металлическое, барьерного типа, одностороннее по ГОСТ 26804-2012 с уровнем удерживающей способности У3" участник закупки указал, для сечения стойки -швеллер N14 и толщины секции балок- 3 мм- шаг стоек составляет 2 м. Согласно, приложению В таблицы В.1 ГОСТа 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия" для вышеуказанных показателей при уровне удерживающей способности У3 шаг стоек должен быть 1.33-м.
Таким образом, предложенные конструкции барьерного ограждения не соответствуют уровню удерживающей способности У2, У3, что влияет на безопасность дорожного движения и не приводит к снижению уровня ДТП.
Так, для того, чтобы участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели для товара, заказчик установил в документации о закупке "Инструкцию по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара", в которой определено:
- в отношении, каких именно показателей установлены максимальные и (или) минимальные значения, порядок их указания (в виде одного значения показателя или диапазона);
- в отношении, каких именно показателей установлены значения, которые не могут изменятся (в виде одного значения показателя или диапазона);
-Требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренные законодательством Российской Федерации сопоставлены с показателями, которые подлежат указанию в заявке участника.
Также заявителем было представлено дополнение к жалобе на положения документации об электронном аукционе, Комиссия Хабаровского УФАС не рассматривает данное дополнения на основании ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В результате изучения материалов дела 7-1/39, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Поскольку заявка участника не соответствовала требованиям аукционной документации, а именно предложенная конструкция не соответствовала ГОСТу как указанно в аукционной документации, Комиссия Хабаровского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии заказчика при признании несоответствующей требованиям аукционной документации заявки N1, не усматривает.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России при проведении проверки выявлены нарушения в аукционной документации заказчика.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно разъяснениям заказчика по запросу участника закупки от 12.01.2017 в аукционную документацию внесены изменения. Однако данные изменения не внесены и не опубликованы на официальном сайте ЕИС, что является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действующим градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, в случае отсутствия у заказчика выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Кроме того, требовать предоставления участником закупки в составе заявки на участие в аукционе собственных свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут быть выполнены субподрядными организациями, не допускается, поскольку участник закупки на основании допуска к работам по организации строительства может привлечь для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации.
При анализе аукционной документации заказчика, Комиссией Хабаровского УФАС России установлен факт требования наличия СРО на конкретные виды работ, а также наличие СРО на организацию строительства.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проверки также установлено что, в Приложении N5 к аукционной документации установлены требования к п.1 Плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь, тип А, марка I, в диапазонах значений указаны слова "не более", "не менее" в отношении: 1.Предел прочности при сжатии, при температуре 500C, МПа, 2.Предел прочности при сжатии, при температуре 200C, МПа, 3.Предел прочности при сжатии, при температуре 00С, МПа, 8.Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 00С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа.
В силу ГОСТ 9128-2013 (раздел 4) асфальтобетонные смеси разделяются: в зависимости от вида минеральной составляющей, вязкости используемого битума и температуры при укладке, наибольшего размера минеральных зерен, величины остаточный пористости, содержания в них щебня (гравия), показателей физико-механических свойств и применяемых материалов.
Качество асфальтобетонной смеси, изготовленной на заводе характеризуется рядом показателей: степенью соответствия фактических содержаний компонентов их проектным значениям, температурой нагрева, однородностью перемешивания компонентов ( щебня, песка, минерального порошка, битума, различных добавок).Их определяют путем испытания проб смеси, отобранных из отдельных замесов. Согласно п.1.6 "Методических рекомендации по оценке однородности дорожного асфальтобетона" 1980 года показатели качества асфальтобетонной смеси - это статистическое величины. Под влиянием большого количества производственных факторов происходят колебания состава температуры, однородности асфальтобетонных смесей, поэтому невозможно получить асфальтобетонную смесь с абсолютно одинаковыми показателями.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, требование заказчика об указании в заявках конкретных значений составных частей асфальтобетонной смеси лишает потенциальных участников возможности достоверно указать такие характеристики смеси, поскольку до ее изготовления участник закупки не обладает информацией об абсолютно точных значениях характеристик смеси, и соответственно не имеет возможности указать( конкретные) показатели материалов.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком в аукционной документации в части указания участниками закупки конкретных значении в отношении асфальтобетонной смеси ограничивает количество участников закупки, является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу АО "Специализированное строительное управление" на действия аукционной комиссии заказчика ФКУ "Дальуправтодор", необоснованной.
2.Признать заказчика ФКУ "Дальуправтодор" нарушившим ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранение допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е.А.Клостер |
Члены Комиссии: |
А.С.Горянская |
|
К.В.Кудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 января 2017 г. N 22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017