Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 января 2017 г. N 05-05-06/18-17
Резолютивная часть решения объявлена 30.01.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 02.02.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
Дамба-Хуурак Ч.О. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 11.01.2017 г. N 1644;
от аукционной комиссии:
- "_", член комиссии;
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Республиканский наркологический диспансер":
- "_", действующая на основании доверенности от 12.04.2016 г.,
в отсутствии надлежащим образом извещенного подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "_",
рассмотрев жалобу (вх. N 211 от 23.01.2017 г.) индивидуального предпринимателя "_" на действия комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0112200000816005533 на поставку прочих продуктов питания (соль, рис) для нужд ГБУЗ РТ "Реснаркодиспансер" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе индивидуального предпринимателя "_" его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссией уполномоченного органа, а именно заявка подателя жалобы неправомерно признана не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, по основаниям указанным в протоколе подведения итого электронного аукциона от 16.01.2017., тогда как в первой части заявки в документе с названием "5533doc.x" была указана страна происхождения товара.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 г. N 832 заявка на участие в электронном аукционе должна содержать не только наименование страны происхождения товара, но наименование производителя товара, однако в заявке подателя жалобы отсутствовало наименование производителя товара.
Представитель заказчика и аукционной комиссии поддержали доводы представителя уполномоченного органа в полном объеме.
Рассмотрев жалобу и выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000816005533 на поставку прочих продуктов питания (соль, рис) для нужд ГБУЗ РТ "Реснаркодиспансер", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт ЕИС www.zakupki.gov.ru) 30.12.2016 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000816005533 на поставку прочих продуктов питания (соль, рис) для нужд ГБУЗ РТ "Реснаркодиспансер", начальная (максимальная) цена контракта - 22 500,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000816005533 на поставку прочих продуктов питания (соль, рис) для нужд ГБУЗ РТ "Реснаркодиспансер" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 30.12.2016 г. N 1060.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок электронного аукциона N 0112200000816005533 на участие в электронном аукционе от 13.01.2017 г. на момент окончания срока подачи заявок было подано 4 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона электронного аукциона N 0112200000816005533 от 16.01.2017 г. наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки под N 2 в размере 14 625,00 рублей, участником закупки под N 1 ценовое предложение в размере 14 737, 50 рублей, участником закупки под N 4 ценовое предложение в размере 19 575, 00 рублей, участником закупки под N 3 ценовое предложение в размере 20 250, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0112200000816005533 от 16.01.2017 г. заявки участников закупки под N 2, N 4, N 3 признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявка участника закупки под N 1 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, ввиду непредставления наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, предлагаемых к поставке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Положениями части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлено, что в документации об электронном аукционе должно быть установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832) утвержден Перечень отдельных видов пищевых продуктов, в отношении которых устанавливается ограничение по закупкам, а также определены условия этого ограничения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 установлено, что при закупках продуктов из Перечня заказчик отстраняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки, которые содержат предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов - объектов закупки, включенных в Перечень, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Для подтверждения страны происхождения продуктов из Перечня участник должен указать в заявке наименование страны происхождения и наименование производителя (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832).
Соль поваренная и крупа рисовая, являющиеся предметом закупки входят в коды ОКПД, указанные в Перечне (10.84.30.130 и 10.61.11.000).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 информационной карты документации об аукционе N 0112200000816005533 установлено требование к содержанию второй части заявки о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких требований в пункте 39 настоящей информационной карты).
В соответствии с пунктом 39 информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000816005533 установлено следующее требование к документам, которые должны быть представлены участниками закупки:
"В случае применения постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что заказчик отклоняет от участия все заявки, содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира".
Таким образом, участники закупки в составе своих заявок обязаны указать (декларировать) не только наименование страны происхождения, но и наименование производителя пищевых продуктов.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения заявки подателя жалобы (заявка N 2) установлено, что в заявке указана страна происхождения товара "Российская Федерация" без указания наименования производителя товара, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документацией электронного аукциона.
На основании вышеизложенного следует, что аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок заявка участника закупки под N 2 правомерно признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы о неправомерном признании аукционной комиссией уполномоченного органа его заявки несоответствующей требованиям документации электронного аукциона является необоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При анализе аукционной документации электронного аукциона N 0112200000816005533, Комиссия Тывинского УФАС России установила, что пункт 7.5 раздела 7 проекта контракта документации электронного аукциона предусматривает, что возврат подрядчику денежных средств, внесенных им на счет заказчика в качестве обеспечение исполнения контракта, осуществляется при условии надлежащего исполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика, но не ранее окончания срока действия контракта. Денежные средства перечисляются по банковским реквизитам, указанным в письменном требовании.
При этом Законом о контрактной системе не предоставлено право заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на участника закупки обязанности по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта, напротив у заказчика возникает обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта по истечении срока, указанного в контракте.
При таких обстоятельствах, в действиях, уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части установления в проекте контракта дополнительных обязанностей подрядчика по предоставлению письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в проекте контракта дополнительной обязанности поставщика по предоставлению письменного требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканский наркологический диспансер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии А.О. Ооржак
Члены Комиссии Ч.О. Дамба-Хуурак
А.В. Саин
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 января 2017 г. N 05-05-06/18-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017