Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 февраля 2015 г. N 17-СО-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения Федерального казенного учреждения "Отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Челябинской области (договорной)" провела внеплановую проверку действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика на услуги связи по передаче данных, услуги оказания телематических услуг связи (изв. N 0369100020615000002) (далее - закупка), в присутствии:
- представителей ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)", действующих на основании доверенностей от 13.02.2015 N 2/2-12, 3/2-12, 4/2-12,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09 февраля 2015 года поступило обращение ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" с просьбой провести внеплановую проверку действий заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика на услуги связи по передаче данных, услуги оказания телематических услуг связи (изв. N 0369100020615000002) (далее - закупка).
Согласно представленным документам, ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" (далее - заказчик) 16.01.2015 года объявило об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на услуги связи по передаче данных, услуги оказания телематических услуг связи, путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369100020615000002.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 81 774 рубля 00 копеек.
Заказчиком 30.01.2015 года заключен государственный контракт N 9113360/1003 на оказание услуг связи по передаче данных, телематических услуг связи с Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" Челябинский филиал (далее - ОАО "Ростелеком" Челябинский филиал).
Согласно обращению Заказчика, объемы на содержание учреждения в 2015 году, в том числе на услуги связи, были утверждены и известны финансовому отделению ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" в конце 2014 года. Однако на момент подписания государственного контракта на закупку у единственного поставщика лимиты на указанные услуги отсутствуют. В связи с чем, ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" на основании части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ обратилось в Челябинское УФАС России с просьбой разрешения отмены процедуры закупки у единственного поставщика по данному виду услуг.
На заседание Комиссии представители заказчика пояснили следующее. В январе 2015 года с главным бухгалтером-начальником финансового отделения ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" согласован и размещен план-график, на основании которого на январь 2015 года запланирована закупка на услуги связи по передаче данных, телематические услуги связи.
При этом, 16.01.2015 до контрактной службы доведена информация о том, что лимиты на данные услуги будут доведены позже, в конце января 2015 года.
По состоянию на 28.01.2015 до учреждения доведено 108 000 рублей, которых недостаточно для исполнения заключенных контрактов по статье "услуги связи".
После заключения государственного контракта с ОАО "Ростелеком" Челябинский филиал денежные средства Заказчику так и не поступили. Однако в указанный период времени внести изменения и отменить закупку без разрешения контролирующих органов не представлялось возможным.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Исходя из материалов дела, государственный контракт N 9113360/1003 от 30.01.2015 на оказание услуг связи по передаче данных, телематических услуг связи заключен Заказчиком с ОАО "Ростелеком" Челябинский филиал как с единственным поставщиком на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
В Федеральном законе от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) установлен перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится оказание услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" электросвязь представляет собой любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (ред. от 09.04.2014) "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В соответствии с указанным перечнем к услугам общедоступной электросвязи относится:
- предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;
- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Таким образом, указанные услуги связи являются видами деятельности, отнесенными к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте в сети "Интернет" www.rostelecom.ru, ОАО "Ростелеком" является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг общедоступной электросвязи. В рамках деятельности субъекта естественной монополии ОАО "Ростелеком" оказывает услуги местной телефонной связи, услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного, аналогового, телевизионного и радиовещания.
Более того, согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте в сети "Интернет" www.fstrf.ru, ОАО "Ростелеком" на основании решения правления МАП России от 24 марта 2000 года N 5/11-Р включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (рег. N 77-2-7).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" телематическое электронное сообщение - это одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом. Иными словами телематические услуги связи - это комплекс услуг, которые оператор представляет клиентам в части электронных коммуникаций с присвоением каждому из них кода идентификации (адреса). К указанным услугам не относятся услуги телефонной связи. Термин "телематическая связь" подразумевает использование только кибернетического пространства.
Под проводной телефонной связью (фиксированная связь, местная телефонная связь) подразумевается телефонное соединение между пользователями телефонной связи, посредством проводных соединений. Данным термином, как правило, описываются услуги телефонной связи, оказываемые операторами связи в различных областях (городах, регионах) страны.
Услуги по передаче данных также не относятся к услугам телефонной связи.
Передача данных представляет собой физический перенос данных (цифрового битового потока) в виде сигналов от точки к точке или от точки к нескольким точкам средствами электросвязи по каналу передачи данных, как правило, для последующей обработки средствами вычислительной техники. Примерами подобных каналов могут служить медные провода, ВОЛС, беспроводные каналы передачи данных или запоминающее устройство.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 (ред. от 12.08.2014) "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных" услуги связи по передаче данных включают в себя услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Таким образом, телематические услуги связи и услуги по передаче данных не относятся к услугам общедоступной электросвязи, а значит не являются видами деятельности, отнесенными к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, ОАО "Ростелеком" не является субъектом естественной монополии в сфере оказания телематических услуг связи, услуг по передаче данных. В связи с этим, заключение Заказчиком контракта с ОАО "Ростелеком" Челябинский филиал как с единственным поставщиком по заявленному в контракте предмету на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения и является неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за принятие должностным лицом решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 4.1 государственного контракта N 9113360/1003 от 30.01.2015 прописано, что в случае просрочки исполнения Оператором обязательств, предусмотренных Контрактом, Абонент вправе потребовать уплату неустойки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Оператором. Данная информация не соответствует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Более того, в соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пункте 4.2 государственного контракта указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Абонентом обязательств, предусмотренных в Контракте, кроме просрочки исполнения обязательств, Оператор вправе потребовать с Абонента уплаты штрафа в соответствии с действующим законодательством.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Оператором обязательств, предусмотренных в Контракте, кроме просрочки исполнения обязательств, Абонент вправе потребовать с Оператора уплаты штрафа в соответствии с действующим законодательством.
Однако в государственном контракте не конкретизировано, в соответствии с какими нормами действующего законодательства осуществляется начисление и уплата штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Оператором, Абонентом предусмотренных контрактом обязательств. Более того, Заказчиком в контракте не установлены конкретные размеры штрафа в виде фиксированной суммы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной Межмуниципальным отделом МВД России "Катав-Ивановский" Челябинской области Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ФКУ "ОФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" нарушения частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание Заказчику не выдается, поскольку контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 февраля 2015 г. N 17-СО-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2015