Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 24 марта 2015 г. N 05-05-06/15-15
Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.03.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черепанов А.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва;
- "_..", действующая на основании доверенности от "_" г. N "..",
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "Страховая группа "Компаньон",
рассмотрев жалобу (вх. N 1104 от 12.03.2015 года) ООО "Страховая группа "Компаньон" ("__") на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0112100001615000037 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Страховая группа "Компаньон" государственным заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва нарушен порядок определения победителя запроса котировок N 0112100001615000037.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Страховая группа "Компаньон" от представителя государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва поступило письменное возражение на жалобу ООО "Страховая группа "Компаньон", согласно которому котировочной комиссией правомерно определен победитель запроса котировок N 0112100001615000037.
Представитель государственного заказчика в ходе рассмотрения жалобы поддержала возражение на жалобу в полном объеме.
Рассмотрев жалобу и возражение на нее, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку запроса котировок N 0112100001615000037 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 02.03.2015 года размещено извещение о проведении запроса котировок N 0112100001615000037 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 133 538,98 рублей.
Согласно протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N 0112100001615000037 от 06.03.2015 года победителем запроса котировок признана заявка участника закупки ООО "Страховая компания "Согласие".
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Предметом запроса котировок N 0112100001615000037 является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункта 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункта 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
Из пункта 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
В силу пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Порядок).
Таким образом и исходя из анализа статей 8, 9, 15 Закона об ОСАГО цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России.
Согласно приложения N 3 к извещению о проведении запроса котировок N 0112100001615000037 и не оспаривается представителем государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва, начальная (максимальная) цена контракта сформирована посредством применения тарифного метода (Указание Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У).
На основании вышеизложенного следует, что участниками запроса котировок должны быть предложены равные предложения о цене контракта, так как цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России победителем запроса котировок N 0112100001615000037 ООО "Страховая компания "Согласие" представлено ценовое предложение в размере 126 862 рублей, при начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении о проведении запроса котировок - 133 538,98 рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, котировочной комиссией государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва в нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе неправомерно признана победителем запроса котировок N 0112100001615000037 заявка участника закупки ООО "Страховая компания "Согласие".
В свою очередь, в действиях ООО "Страховая компания "Согласие" усматриваются признаки нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части недобросовестной конкуренции.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В силу пункта 2 Порядка при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства) размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т) в отношении транспортных средств категории "B", "BE" (в том числе такси), находящихся в собственности юридических лиц определяется по следующей формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта установлено в приложении N 3 к извещению о проведении запроса котировок N 0112100001615000037.
В результате изучения извещения о проведении запроса котировок N 0112100001615000037 Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что размер страховой премии УАЗ-220694-04 (пункт 18 приложения N 3) в размере 5 793,50 рублей государственным заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва определен неправомерно (2926x1,0x1,0x1,0x1,0x1,1x1,8x1 = 5 793,48).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом, государственным заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе размещено извещение о проведении запроса котировок N 0112100001615000037 с недостоверной информацией о начальной (максимальной) цене контракта.
Согласно части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
В настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
При этом Законом о контрактной системе не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты.
Кроме того, подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов жалобы следует и не оспаривается представителем государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва, что заявка участника закупки ООО "Страховая группа "Компаньон" поступила посредством электронной почты.
Таким образом, котировочная комиссия государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва признав заявку участника закупки ООО "Страховая группа "Компаньон" соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок N 0112100001615000037 нарушила требования части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон" обоснованной.
2. Признать в действиях котировочной комиссии государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания победителем запроса котировок N 0112100001615000037 заявки участника закупки ООО "Страховая компания "Согласие".
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки признать в действиях государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части размещения в извещении запроса котировок недостоверной информации о начальной (максимальной) цене контракта; нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок N 0112100001615000037 заявки участника закупки ООО "Страховая группа "Компаньон".
4. Выдать государственному заказчику - Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва предписание о прекращении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
А.В. Черепанов
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 24 марта 2015 г. N 05-05-06/15-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2015