В целях исполнения п. 1.2 решения Совещания, состоявшегося у руководителя ФТС России 10 октября 2005 года (Протокол от 11.10.2005 N 32), Региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России необходимо с участием Правового управления разработать методические рекомендации по применению статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Для учета при подготовке указанного документа, направляем Методические рекомендации по применению ФТС России статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Методические рекомендации могут быть дополнены и расширены с учетом специфики деятельности функциональных подразделений РТУ.
Начальникам таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, при подготовке методических рекомендаций, необходимо учесть компетенцию находящихся в подчинении таможенных постов и составить перечень решений, принимаемых должностными лицами таможни.
Копии утвержденных методических рекомендаций прошу направить в Правовое управление в срок до 09.11.2005 года.
Приложение: 1. протокол N 32 на 2 л. (извлечения);
2. методические рекомендации на 8 л.
Заместитель |
А.В. Константинов |
Методические рекомендации
по применению ФТС России статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации
(утв. Руководителем ФТС РФ 11 октября 2005 г.)
См. Рекомендации по применению статьи 412 настоящего Кодекса при осуществлении ведомственного контроля за принимаемыми решениями по довзысканию сумм таможенных платежей, направленные письмом Федеральной таможенной службы от 13 января 2006 г. N 05-11/505
Настоящие методические рекомендации по применению ФТС России статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) определяют способы и периодичность осуществления ведомственного контроля, фиксации факта его проведения и оформление результатов пересмотра (отмены или изменения) структурными подразделениями ФТС России не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов, а также принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.
1. Общие положения
1.1. Ведомственный контроль - это деятельность таможенных органов, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами при принятии (непринятии) решений и совершении (несовершении) действий, связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела, осуществляемая помимо рассмотрения, жалоб и актов прокурорского реагирования на указанные решения, действия (бездействие).
1.2. В порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации могут быть пересмотрены решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, то есть при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, применении таможенных режимов, взимании таможенных платежей, таможенном оформлении и таможенном контроле, а также при применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации).
1.3. Пересмотру в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями подлежат индивидуальные решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, т.е. принятые (совершенные) в отношении определенных физических или юридических лиц. Примерный перечень решений, которые могут быть отменены или изменены, приведен в приложении к настоящим рекомендациям. При этом отменяться (изменяться) должны незаконные или необоснованные решения независимо от того, чьи интересы (государства или конкретного лица) были нарушены.
1.4. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере осуществления организационно-штатной, инспекционной, кадровой работы содержанием статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации не охватываются.
1.5. Решения, для отмены или изменения которых в рамках осуществления таможенного контроля Таможенным кодексом Российской Федерации установлен определенный срок, не могут быть пересмотрены в рамках ведомственного контроля за пределами данного срока.
1.6. ФТС России может отменить или изменить решение либо принять меры в отношении неправомерного действия (бездействия) любого нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты). В случае необходимости ФТС России может поручить региональному таможенному управлению отменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение либо принять меры в отношении неправомерного действия (бездействия) таможни, таможенного поста.
1.7. Пересматривать решения и принимать меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями правомочны руководитель ФТС России, его заместители, а также начальники следующих функциональных подразделений ФТС России в соответствии с компетенцией: Главное управление организации таможенного контроля, Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений, Главное управление федеральных таможенных доходов, Управление таможенной инспекции, Правовое управление.
1.8. При принятии решения об отмене (изменении) решения, действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, предмет которого также затрагивает компетенцию другого функционального подразделения, данное решение согласовывается c соответствующим подразделением.
2. Способы и периодичность осуществления ведомственного контроля
2.1. Ведомственный контроль, в ходе которого в рамках статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации выявляются решения, подлежащие отмене (изменению), а также неправомерные действия (бездействие), в отношении которых должны быть приняты меры по их устранению, осуществляется путем:
- анализа информации, полученной из баз данных (мониторинг таможенного оформления ввозимых товаров, анализ базы данных задолженностей участников ВЭД по таможенным платежам и пеням и др.);
- проведения функциональных или комплексных проверок деятельности таможенных органов;
- контроля решений, анализа материалов, направленных таможенными органами (отчеты по переработке товаров, досье на объекты интеллектуальной собственности, решения об отмене приостановления выпуска товаров, указанных правообладателем как контрафактные, материалы, подтверждающие обоснованность признания безнадежной к взысканию суммы недоимки и задолженности по уплате платежей и пеней либо принятых таможенными органами мер по их принудительному взысканию с участников ВЭД, материалы таможенных ревизий, копии решений по жалобам физических и юридических лиц, направленным для рассмотрения в нижестоящие таможенные органы по принадлежности и др.);
- проверки информации, содержащейся в письменных, обращениях юридических или физических лиц, государственных органов, поступающих в ФТС России;
- анализа исковых заявлений физических и юридических лиц относительно неправомерных, по мнению заявителя, решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, при подготовке к судебному разбирательству;
- иными способами.
2.2. В зависимости от способа осуществления ведомственного контроля проверки могут проводиться:
- постоянно;
- с определенной периодичностью, установленной функциональным подразделением (ежемесячно, ежеквартально и т.д.);
- по мере поступления обращений от физических и юридических лиц либо соответствующей информации и материалов из нижестоящих таможенных органов или судов;
- в рамках отдельно запланированных мероприятий.
2.3. Функциональное подразделение ФТС России самостоятельно определяет способы и периодичность осуществления ведомственного контроля.
2.4. Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля должны быть включены (отражены) в план работы функционального подразделения ФТС России.
3. Способ фиксации факта проведения ведомственного контроля
3.1. В случае необходимости факт проведения проверки, в зависимости от способа ее осуществления, может быть зафиксирован в следующих документах:
- акт документальной проверки;
- рапорт (докладная записка) по результатам проведенных в рамках ведомственного контроля мероприятий (анализ информации, полученной из баз данных и др.);
- справка по окончании квартала (месяца), составляемая сотрудником, курирующим соответствующий регион, соответствующий круг вопросов или соответствующее направление в деятельности таможенных органов;
- отчет по итогам проведенной функциональной или комплексной проверки.
3.2. При проверке, информации, содержащейся в обращениях, жалобах юридических или физических лиц, поступивших в ФТС России и зарегистрированных в установленном порядке, дополнительной фиксации факта проведения ведомственного контроля не требуется.
4. Оформление результатов ведомственного контроля
4.1. При выявлении неправомерных решений таможенных органов в сфере таможенного дела руководитель ФТС России, первый заместитель руководителя ФТС России, заместители руководителя ФТС России либо начальник функционального подразделения ФТС России (его заместитель) в пределах своих полномочий выносят от имени ФТС России решение о признании неправомерным решения нижестоящего таможенного органа и его отмене (изменении).
4.2. Данное решение выносится в письменном виде и должно содержать дату принятия, существо пересматриваемого решения, действия (бездействие) доводы и правовые основания принимаемого решения со ссылкой на соответствующие статьи Таможенного кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, требования которых были нарушены. Кроме того, указывается, что решение таможенного органа пересматривается в рамках ведомственного контроля в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации. При необходимости решение может выноситься по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 25.01.2005 N 6.
4.3. Оригинал решения направляется в таможенный орган, решение которого отменяется (изменяется). Если предметом рассмотрения являлось решение таможенного поста либо таможни, то копия решения направляется также в региональное таможенное управление.
4.4. Направление письма в нижестоящий таможенный орган, принявший незаконное решение, с указанием на необходимость его отмены (изменения) самим таможенным органом недопустимо.
4.5. При выявлении в рамках ведомственного контроля неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в сфере таможенного дела начальник функционального подразделения ФТС России (его заместитель) направляет в региональное таможенное управление письмо, а при необходимости докладывает руководителю ФТС России либо курирующему заместителю о признании данных действий (бездействия) таможенного органа неправомерными с указанием о принятии конкретных мер в целях устранения вредных последствий.
4.6. Решение о признании правомерными решения, действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа документального оформления не требует.
5. Заключительные положения
5.1. Полномочия по принятию в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации решений (подготовки проектов) и мер относительно неправомерных действий (бездействия) должны быть определены Положением о функциональном подразделении ФТС России, должностными инструкциями и должностными регламентами.
5.2. Функциональное подразделение, осуществляющее ведомственный контроль, по результатам которого принято решение об отмене неправомерного решения таможенного органа либо приняты меры по устранению вредных последствий неправомерных действий (бездействия) таможенного органа, обязано отслеживать их исполнение.
5.3. В случае обнаружения в ходе ведомственного контроля признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него обязанностей, принимаются меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
5.4. Копии решений об отмене неправомерных, решений таможенных органов либо писем с указанием конкретных действий, которые должны быть приняты в целях устранения последствий неправомерных действий (бездействия) таможенного органа, формируются в дело "Документы по пересмотру решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в порядке ведомственного контроля".
5.5. Методическое и правовое обеспечение применения статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации функциональными подразделениями ФТС России осуществляется Правовым управлением ФТС России.
Приложение
к Временным методическим рекомендациям
по применению ФТС России статьи 412
Таможенного кодекса Российской Федерации
Примерный перечень решений, которые могут быть отменены (изменены) в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации:
1) Решения, связанные с применением таможенных процедур:
- решение о принятии (об отказе в принятии) таможенной декларации;
- решение о выпуске (невыпуске, запрете выпуска) товара;
О действиях таможенных органов при отмене по результатам ведомственного контроля решения о выпуске товаров см. письмо Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2007 г. N 01-06/50728
- решение о применении (отказе в применении) специальных упрощенных процедур таможенного оформления, установленных правовыми актами ФТС России;
- решение о проведении досмотра;
- решение о выдаче (отказе в выдаче, отзыве) разрешения на переработку товаров на (вне) таможенной территории или для внутреннего потребления;
- решение о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на внутренний таможенный транзит;
- решение о разрешении (отказе в разрешении) на помещение товаров под заявленный таможенный режим;
- решение о включении (отказе во включении) в соответствующий реестр (об исключении из соответствующего реестра) лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (Реестр владельцев СВХ и иные);
- решение о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на временное хранение товара на складе получателя товаров;
- решение о проведении таможенного оформления товаров с использованием документов на бумажных носителях в случае применения электронной формы декларирования;
2) Решения, связанные с определением страны происхождения товаров, их классификацией и применением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности:
- решение о классификации товара, принимаемое согласно Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной приказом ФТС России от 29.09.2004 N 85;
- решение о стране происхождения товара;
- решение о необходимости представления дополнительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- решение о приостановлении (об отмене решения о приостановлении) выпуска товаров, указанных правообладателем как контрафактные, либо о продлении срока приостановления выпуска таких товаров;
- решение об отказе в регистрации лицензий Минэкономразвития России;
3) Решения по контролю таможенной стоимости и взиманию таможенных платежей:
- решение о принятии таможенной стоимости;
- решение об уточнении таможенной стоимости;
- решение о корректировке таможенной стоимости;
- решение (требование) о взыскании таможенных платежей;
- решение о взыскании денежных средств в бесспорном порядке;
- решение о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей;
- решение (постановление) о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации должника;
- решение о приостановлении операций по счетам в банке;
- решение об отзыве исполнительного документа из Федеральной службы судебных приставов;
- решение о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей;
- решение о возврате денежных средств (зачете в счет будущих таможенных платежей);
4) Решения, принятые в ходе таможенного контроля после выпуска товаров:
- решение о назначении проведения таможенной ревизии;
- решение о наложении ареста на товары (об изъятии товаров) при проведении специальной таможенной ревизии;
5) Решения по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и должностных лиц в сфере таможенного дела.
Утверждено:
Руководитель ФТС России |
А.Е. Жерихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны методические рекомендации, определяющие способы и периодичность осуществления ведомственного контроля, фиксации факта его проведения и оформление результатов пересмотра (отмены или изменения) структурными подразделениями ФТС России не соответствующих требованиям законодательства РФ решений нижестоящих таможенных органов (должностных лиц), а также принятия соответствующих мер в отношении их неправомерных действий (бездействия).
Письмо Федеральной таможенной службы от 13 октября 2005 г. N 15-140/35809 "О разработке рекомендаций по применению статьи 412 ТК РФ"
Текст письма официально опубликован не был