Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 марта 2015 г. N 06-10/15-42
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС - Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены Комиссии Мурманского УФАС;
Алешин С.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Клименко Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителей:
Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области- Степановского В.А. (доверенность N0613-01/15 от 10.03.2015 года), Хаустовой И.И. (доверенность N0612-01/15 от 10.03.2015 г.), Володько С.В. (доверенность N0633-01/15 от 11.03.2015 г.),
общества с ограниченной ответственностью "МАРТ"- Симановича С.Л. (доверенность N03/11-Д от 11.03.2015 года),
общества с ограниченной ответственностью "АйСиэС Мурманск" - Юсупова Е.Ш. (доверенность N05 от 11.03.2015 г.),
рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью "АйСиэС Мурманск" (далее по тексту решения - Заявитель, ООО "АйСиэС Мурманск") и общества с ограниченной ответственностью "МАРТ" (далее по тексту решения - Заявитель, ООО "МАРТ") на положения документации электронного аукциона "Поставка оргтехники и оборудование помещений МФЦ распределительными устройствами, серверным и активным телекоммуникационным оборудованием", номер закупки: 0349300001715000009 (далее по тексту решения - Электронный аукцион, закупка), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 04 марта и 10 марта 2015 года поступили жалобы ООО "АйСиэС Мурманск" и ООО "МАРТ" на действия Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее по тексту решения - Заказчик, Администрация МО г. Апатиты) при проведении Электронного аукциона.
По мнению ООО "АйСиэС Мурманск" и ООО "МАРТ", Заказчик включил в один лот работы, которые технологически и функционально не связаны между собой. Указанные действия, отмечают ООО "АйСиэС Мурманск" и ООО "МАРТ", противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а также нарушают требования статьи 17 Федерального закона от 21.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как влекут за собой ограничение количества участников Электронного аукциона.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и вынести предписание об устранении нарушений, в том числе разделить техническое задание аукционной документации на две закупки:
1. на поставку оборудования;
2. на настройку программного обеспечения, требующего наличия специальных лицензий.
Представители Заказчика с доводами жалоб ООО "АйСиэС Мурманск" и ООО "МАРТ" не согласны и считают, что действия Заказчика в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 11 часов 00 минут 11 марта 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 17.02.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Заказчик: Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 731 400.00 руб.
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы статьей 24 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. |
Процедура осуществления закупок путём проведения аукциона в электронной форме регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 Части 2 документации Электронного аукциона определены требования к содержанию, составу заявки на участие в Электронном аукционе.
Указано, что вторая часть заявки на участие в Электронном аукционе, помимо прочего, должна содержать:
- лицензию ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (основание: часть 1 пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункты 4 и 5 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313). Перечень работ (услуг), на которые должна распространяться названная лицензия, приведен в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью проекта муниципального контракта (Приложение N 1 к Документации об электронном аукционе);
- лицензию ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (основание: часть 1 пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 3, подпункты б, д, е пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79). Перечень работ (услуг), на которые должна распространяться названная лицензия, приведен в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью проекта муниципального контракта (Приложение N 1 к Документации об электронном аукционе).
Согласно аукционной документации, объектом закупки является поставка оргтехники и оборудование помещений МФЦ распределительными устройствами, серверным и активным телекоммуникационным оборудованием.
По мнению ООО "АйСиэС Мурманск" и ООО "МАРТ", работы, предусмотренные техническим заданием аукционной документации, сужают количество потенциальных участников Электронного аукциона, поскольку на такие виды работ требуются различные виды лицензий. Следовательно, исполнитель, не имеющий всех лицензий, не сможет выполнить все работы единолично. Кроме того, Заявители полагают, что ряд работ технологически и функционально не связан между собой.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определённых, установленных этим законом ограничений.
Из пояснений Заказчика следует, что Электронный аукцион объявлен для создания в городе Апатиты многофункционального центра (далее по тексту решения - МФЦ). Все виды работ, которые должны выполнить участники закупок, имеют единые цели и задачи, технологически и функционально связаны между собой, и представляют единый комплекс работ, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии создаваемой системы и её подсистем (терминологическое единство системы, единство форматов представления данных, регламентов отчетности). При этом должно происходить комплексное обеспечение безопасности, заключающееся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и её пользователям.
Так, требование к наличию лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств обусловлено тем, что криптографическое оборудование и работы по его настройке являются неотъемлемой частью всего комплекса средств МФЦ. Без данного оборудования работа МФЦ невозможна. Разбивать на составляющие не представляется возможным.
Требование к наличию лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации связано с наличием в составе средств МФЦ государственной АИС, которая является неотъемлемой частью комплекса и работами по её настройке и вводу в эксплуатацию.
К примеру, пунктом 7 Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации предусмотрен вид работ: Подсистема рабочее место оператора по предоставлению государственных и муниципальных услуг. На данный вид работ необходимо наличие, как лицензий ФСБ России, так и лицензий ФСТЭК России.
Следовательно, все составляющие закупки представляют собой единый неразрывный процесс и призваны обеспечить достижение определенного общего результата.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к работам по закупке являются функционально взаимосвязанными, объективно необходимыми и соответствуют цели объекта закупки.
Изучив материалы дела, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что Заявителями не представлены доказательства, каким образом объединение в одну закупку поставки оборудования и настройки программного обеспечения поставляемого оборудования ограничивает количество участников Электронного аукциона, равно как и не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии указанных ограничений.
Отсутствие у Заявителей возможности выполнения работ, соответствующих требованиям, установленным Заказчиком, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, в ходе заседания Комиссией Мурманского УФАС установлено, что начальная (максимальная) цена Электронного аукциона формировалась на основании 3 коммерческих предложений. Соответственно, как минимум три поставщика готовы выполнить работы в соответствии с требованиями Заказчика.
Исследовав положения документации об Электронном аукционе, исходя из целей Закона о контрактной системе, принимая во внимание свободу Заказчика в определении предмета Электронного аукциона и формировании лота с учётом его потребностей, а также отсутствие прямого запрета на включение в один лот функционально взаимосвязанных товаров, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что указанные в Техническом задании аукционной документации характеристики видов работ и объединение их в один лот обусловлены потребностью Заказчика и установлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС признает жалобы ООО "АйСиэС Мурманск" и ООО "МАРТ" необоснованными, действия Заказчика не нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, что по результатам рассмотрения жалобы Комиссия Мурманского УФАС усматривает признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "АйСиэС Мурманск" на положения документации электронного аукциона "Поставка оргтехники и оборудование помещений МФЦ распределительными устройствами, серверным и активным телекоммуникационным оборудованием", признать необоснованной.
2. Жалобу ООО "МАРТ" на положения документации электронного аукциона "Поставка оргтехники и оборудование помещений МФЦ распределительными устройствами, серверным и активным телекоммуникационным оборудованием", признать необоснованной.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель
Комиссии Мурманского УФАС Н.А. Калитина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС С.В. Алешин
Е.В. Клименко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 марта 2015 г. N 06-10/15-42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2015