Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856100000214000294 ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 04.02.2015 г., заявка СОАО "ВСК" рассмотрена Конкурсной комиссией, участнику присвоен первый номер.
От довода о том, что протокол вскрытия заявок на участие в открытом конкурсе от 30.01.2015 г., составлен с нарушениями действующего законодательства, представитель Заявителя отказался.
Довод Заявителя о том, что заявка СОАО "ВСК" должна была быть отклонена Конкурсной комиссией, признается несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о закупках под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о закупках заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о закупках участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) (пункт 5 части 2 статьи 51 Закона о закупках).
Аналогичные требования к обеспечению заявки на участие в открытом конкурсе содержатся и в пункте 17.8 раздела 6 конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям данного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о закупках).
Заявитель полагает, что Конкурсной комиссии следовало отклонить заявку СОАО "ВСК", поскольку копия платежного поручения, представленная в составе заявки, не была заверена банком. По мнению Заявителя, платежные поручения, полученные с помощью Клиент-банка, не являются платежными поручениями, заверенными банком, так как на них отсутствует подпись оператора и печать банка.
Комиссией установлено, что в составе заявки СОАО "ВСК" было приложено платежное поручение N 36158 от 25.12.2014 г. на обеспечение участия в открытом конкурсе, полученное и сформированное в электронном виде с использованием электронных средств платежа, посредством электронной системы, которое содержит надлежащую отметку банка плательщика (электронный штамп банка плательщика с указанием даты проведения операции - 25.12.2014 г. и электронной подписью уполномоченного лица банка в форме указанного штампа), вид платежа - электронный, указаны даты списания денежных средств и поступления платежного поручения в банк.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что денежные средства в качестве обеспечения заявки поступили на счет Заказчика 25.12.2014 г.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона РФ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Согласно частям 1 - 3 статьи 5 и частям 1 - 2 статьи 8 указанного Федерального закона оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).
Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Согласно п. 1.9 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств от 19.06.2012 N 383-П, утвержденного Центральным Банком РФ (далее - Правила), перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
В силу пункта 1.10 Правил перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к данному Положению. Указанные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 Правил.
В соответствии с п. 4.6 Правил исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.
Согласно пунктам 5.3, 5.4 Правил реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1-3 к данным Правилам.
Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Как следует из материалов жалобы, распоряжение о переводе денежных средств по указанному выше платежному поручению было оформлено СОАО "ВСК" и предъявлено в банк в электронном виде, а не на бумажном носителе.
Согласно Приложению N 1 к Правилам в строке N 45 платежного поручения "Отметки банка" указывается следующее: в платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Таким образом, если платежное поручение оформлено в электронном виде, в разделе "отметки банка" должна быть указана дата его исполнения.
Как следует из материалов жалобы, СОАО "ВСК" уплатило в качестве обеспечения заявки денежные средства с применением электронной системы платежей.
Комиссия также установила, что в представленном обществом платежном поручении указан вид платежа - электронно, в поле "Списано со счета плательщика" - указана дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" имеется штамп банка плательщика, подтверждающий проведение платежа и дата его проведения.
При этом Комиссия отмечает, что какие-либо специальные требования к штампу банка, подписи работника банка для электронных платежных поручений нормативными правовыми актами не установлены.
Учитывая вышеизложенное, спорное платежное поручение соответствует требованиям Правил, а также положениям пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о закупках и конкурсной документации и подтверждает факт перечисления СОАО "ВСК" денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
При этом, довод Заявителя о том, что копия платежного поручения, представленная в составе заявки, не была заверена банком, и, как следствие, Конкурсной комиссии надлежало отклонить такую заявку, отклоняется, как несостоятельный. Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, СОАО "ВСК" в составе заявки было представлено платежное поручение в письменной форме, содержащее отметку банка. При этом Закон о закупках не содержит указания на то, что оплата обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не может быть произведена участником в электронном виде, и платежное поручение в банк может быть подано участником только на бумажном носителе.
При указанных выше обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2015