Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 2 марта 2015 г. N 44-14/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО Триумф" (далее - Заявитель) на действие заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области при формировании аукционной документации на оказание услуг по приему и хранению конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства либо изъятого имущества (номер извещения: N 0157100004915000004) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09 февраля 2015 года Заказчиком - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области объявлен электронный аукцион на оказание услуг по приему и хранению конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства либо изъятого имущества (номер извещения 0157100004915000004).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09 февраля 2015 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 695 500,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.02.2015 11:00.
20 февраля 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 02 марта 2015 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N20/02/2015 от 20.02.2015 года).
Документация об аукционе содержит нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1. Извещение о проведении аукциона содержит объем имущества, ожидаемый хранению 9000 куб.м., а п. 5.15 Технического задания и п.5.30 Приложения N1 к проекту контракта содержит иное требование более 9000 куб.м..
2. Согласно п.1.5 проекта контракта срок на принятие имущества, подлежащего хранению составляет в течение 10 дней после подачи Заказчиком заявки. Считаем данный срок незначительным и необоснованным относительно объема имущества (9000 куб.м.).
3. Некорректный расчет НМЦК, в части использования в расчете 365-ти дней, поскольку срок действия контракта до 31 декабря 2015 года, а предполагаемая дата контракта на момент опубликования извещения уже сокращается на 40 дней.
На основании изложенного просим выдать предписание об устранении в документации об аукционе нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, N977-ОЖ/02 от 27.02.2015 года, в материалах дела).
1. В п.5.15 ч.5 раздела 4 "Технического задания" аукционной документации допущена техническая ошибка, указано, что объем имущества, подлежащий хранению в течении срока действия контракта составляет более 9000 куб.м., на самом деле он составляет 9000 куб.м., о чем говорится в извещении о проведении аукциона. В связи с допущенной технической ошибкой Территориальное управление внесет изменения в документацию об аукционе.
2. При определении 10 дневного срока для принятия исполнителем имущества для хранения Территориальное управление руководствовалось коммерческими предложениями организаций, представляющие услуги по приему и хранению имущества, а также принципом эффективного использования бюджетных средств (ст.3 Бюджетного кодекса РФ).
3. Расчет НМЦК произведено Территориальным управлением на весь 2015 год, поскольку лимиты бюджетных обязательств были доведены только в начале 2015 года, извещение о проведении аукциона опубликовано 09.02.2015 года. Также руководствуясь п.3.16.2 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года N567, рекомендуется увеличивать не более чем на 13 % цену товара, работы, услуги, если закупка осуществляется путем проведения аукциона.
Территориальное управление считает, что доводы ООО "Триумф" указанные в жалобе не подлежат удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 - 2 части 1 ста 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В части 2 статьи 33 Закона о контактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг, установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушении вышеназванных норм Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об аукционе содержаться отличные друг от друга сведения об объеме имущества подлежащего хранению, а именно извещение содержит указание на объем - 9000 куб.м., а положение документации "более 9000 куб.м.", при расчете НМЦК также используется объем 9000 куб.м..
2. Согласно пункту 4.4.6. проекта контракта документации об аукционе, Исполнитель обязан в течение 10 (десяти) календарных дней после даты получения письменных заявок от Заказчика принять своими силами и за свой счет в соответствии с техническим заданием и письменными указаниями Заказчика имущество, находящееся в распоряжении Заказчика на момент подписания настоящего Контракта, по месту нахождения складских помещений и обеспечить его хранение. Исключение составляет скоропортящееся имущество, которое в соответствии с указаниями Заказчика, содержащимися в заявке на прием имущества, должно быть принято в срок, не превышающий 3 (три) календарных дня. Указанные сроки по письменному согласованию с Заказчиком могут быть продлены в случае необходимости.
Комиссия считает установление данных сроков разумными и обоснованными, поскольку хранение конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства либо изъятого имущества требует оперативного реагирования и приемлемых сроков исполнения.
3. В силу части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно разделу III "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта документации об аукционе, расчет НМЦК представлен в Таблице N2 и произведен следующим образом: НМЦК = 6,30 руб. х 9000 куб.м х 365 дней = 20 695 500 рублей.
Извещение о проведении оспариваемого аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09 февраля 2015 года. Срок завершения оказания услуг - 31 декабря 2015 года.
Дата проведения электронного аукциона - 02 марта 2015 года, соответственно рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов аукциона должно быть не позднее 3 рабочих дней (часть 5 статьи 69 Закона о контрактной системе). Предполагаемая дата заключения контракта, с соблюдением сроков предусмотренных Законом о контрактной системе является 17 марта 2015 года.
Согласно пункта 4 Технического задания (Приложение N1 к проекту контракта) сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по 31 декабря 2015 года.
Исходя из вышеизложенного, НМЦК необоснованно завышена на 4 252 500,00 рублей = 6,30*9000 куб.м.*75 дней (январь 31+ февраль 28+ март 16).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение требований части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учтены условия исполнения контракта, а именно срок оказание услуг, что существенно оказало влияние на итоговую начальную (максимальную) цену контракта, в сторону увеличения на 4 252 500,00 рублей.
Данные действия Заказчика привели к нарушению Закона о контрактной системе, который направлен на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона), а также принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Закона).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией, установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки электронного аукциона N0157100004915000004 является - "Оказание услуг по приему и хранению конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства либо изъятого имущества".
Пункт 1 Раздела IV "Технического задания" документации об аукционе содержит ссылку о том, что Заказчику не может быть заранее известно имущество, подлежащее приему и хранению.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0157100004915000004 требование к участникам закупки не установлено.
Однако Заказчик в п.п. 1.4.2.1 п.1.4 Правоспособность и требование к Участникам закупки Раздела I.II. документации об аукционе установлено требование соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, указанным в Информационной карте аукциона.
Пункт 3.2.4 раздела II "Информационная карта" документации об аукционе также содержит требование ко второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в п.1.4.2.1 ч. 1.4. ст. 1 Раздела I.II - (копия лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов".
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Поскольку объект закупки не содержит указание на хранение лома черных и цветных металлов, соответственно требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов являются незаконными.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 20 Раздела II "Информационной карты" аукционной документации установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, документация об аукционе в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не содержит дату начала и дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе.
3. В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6.5 проекта контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, штраф устанавливается в размере 2,5% от цены контракта.
Данный пункт контракта нарушает положение подпункта "б" пункта 5 Правил, утвержденных, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, согласно которых размер штрафа должен быть в размере 2% от цены контракта.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Триумф" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области нарушение статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, статьи 33, части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 2 марта 2015 г. N 44-14/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2015