Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 февраля 2015 г. N 241/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.В. Моргунова, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N241/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0358300027415000026 "Оказание услуг по техническому обслуживанию автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения людей о пожаре и оказание услуг по техническому обслуживанию аппаратно-программного комплекса для передачи радиосигнала на ЦППС "01" ГУ 6 ОФПС, в зданиях МБУЗ ЦРБ ФАПах, и амбулаториях Матвеево-Курганского района" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заказчика (Коваленко Т.П.), в отсутствии представителя Заявителя и представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации.
Заказчик в возражениях признал доводы жалобы Заявителя, указал, что допущенные нарушения Закона не нарушают чьих-либо прав и не ведут к нарушению охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300027415000026 от 09.02.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 080 566,63 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 17.02.2015 г. в 08 часов 30 минут.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком требований к первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующих ч.3 ст.66 Закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона.
В силу ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Внеплановой проверкой установлено, что требования установленные Заказчиком к первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют ч.3 ст.66 Закона в редакции Федерального закона от 31.12.2014 года N 498-ФЗ, действовавшей на момент размещения на официальном сайте документации об аукционе от 09.02.2015 года.
В п.3.2 документации об аукционе Заказчик, в том числе, установил:
3.2. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
2) согласие участника такого аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Установив требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующие ч.3 ст.66 Закона, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Доводом жалобы является установление Заказчиком требований к обеспечению исполнения контракта с нарушением положений ст.96 Закона.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.96 Закона Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.5.2 проекта контракта Заказчик установил следующее: "Обеспечение исполнения настоящего Контракта предоставляется на весь срок действия настоящего Контракта".
Таким образом, Заказчик нарушил ч.3 ст.96 Закона.
В разделе 5.3 проекта контракта Заказчик указал:
5.3. Безотзывная банковская гарантия должна отвечать обязательным требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с учетом:
5.3.1. Обязательного закрепления в банковской гарантии:
5.3.1.1. Суммы, в пределах которой банк, выдавший банковскую гарантию (далее - Гарант), гарантирует исполнение обязательств по настоящему Контракту, и которая должна быть не менее суммы, установленной в пункте 8.1. настоящего Контракта.
Однако в п.8.1 проекта контракта сумма банковской гарантии не указана:
"п.8.1. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) стороны руководствуются в своих действиях действующим законодательством Российской Федерации".
В п.5.6 проекта контракта Заказчик указал:
5.6. В том случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать выполнение Поставщиком своих обязательств по настоящему Контракту, Поставщик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежаще оформленное обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, указанном в разделе 6 настоящего Контракта.
Однако раздел 6 "Ответственность сторон" проекта контракта не содержит положений, касающихся обеспечения исполнения контракта.
Установив в проекте контракта противоречивые и неоднозначные требования к содержанию банковской гарантии, Заказчик фактически не установил требования к обеспечению исполнения контракта в виде банковской гарантии, чем нарушил ч.1 ст.96 Закона.
Доводы жалобы Заявителя об отсутствии в составе документации приложений к проекту контракта и о нарушении Заказчиком положений ст.33 Закона при описании объекта закупки в ходе внеплановой проверки не подтвердились.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.п.3-5, 7,9 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
В п.2.2 раздела 2 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" документации об аукционе Заказчик установил следующие требования к участникам аукциона:
2.2.2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2.2.3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
2.2.4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;
2.2.5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
2.2.7. Отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов.
Однако в извещении о проведении аукциона указанные требования к участникам закупки отсутствуют, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки), или копии этих документов.
Согласно Приложению N 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" Заказчик установил требование об оказании следующих видов услуг:
- ежемесячное техническое обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения людей о пожаре и оказание услуг по техническому обслуживанию аппаратно-программного комплекса для передачи радиосигнала на ЦППС "01" ГУ "6 ОФПС" в зданиях МБУЗ ЦРБ, ФАПах и амбулаториях Матвеево Курганского района;
- выполнение регулярно профилактических работ и замену вышедшего из строя оборудования и оформление всей необходимой документации;
- техническому обслуживанию подлежат все средства автоматической пожарной сигнализация, систем оповещения людей при пожаре. Инженерно-технический персонал, в обязанности которого входит техническое обслуживание средств автоматической пожарной сигнализация, систем оповещения людей при пожаре должен знать электрические схемы, конструкцию и режимы эксплуатации средств, уметь производить их настройку и регулировку, быстро выявлять и устранять неисправности, вести эксплуатационно-техническую документацию;
- работы по регламенту N 1 (ТО 1) включают в себя внешний осмотр с целью обнаружения и устранения повреждений корпуса прибора и крепящихся на нем установочных элементов, проверку функционирования приборов и системы в целом и проводятся на объекте 1 раз в месяц;
- работы по регламенту N 2 (ТО 2) включают в себя проверку работоспособности с целью выявления скрытых отказов и оценку технического состояния прибора и проводятся на объекте 1 раз в 6 месяцев;
- проведение плановых профилактических осмотров, работ, проверки работоспособности установок;
- устранение неисправностей в объеме текущего ремонта;
- техническое обслуживание систем, установок и средств пожарной автоматики;
- контроль технического состояния установок пожарной автоматики;
- ликвидация последствий воздействия на установки пожарной автоматики неблагоприятных климатических, производственных и иных условий;
- выявление и устранение причин ложных срабатываний установок пожарной автоматики;
- определение предельного состояния установок пожарной автоматики, при которых их дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной (акт технического освидетельствования).
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В п.1 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений указаны следующие виды услуг, подлежащие лицензированию:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
Учитывая, что объектом закупки являются услуги, в том числе, по техническому обслуживанию, ремонту систем пожаротушения и их элементов, Заказчик в документации об аукционе обязан установить требование о предоставлении участниками в составе вторых частей заявок лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Требование о предоставлении в составе второй части заявки указанной лицензии в документации об аукционе отсутствует. Таким образом, Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки с нарушением положений ч.5 ст.66 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.31, ч.1 ст.64, ч.ч.1, 3 ст.96 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.В. Моргунова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 февраля 2015 г. N 241/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2015