Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 января 2015 г. N 153/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N153/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0158100006914000143 "Оказание услуг по содержанию помещений, инженерных сетей (систем) и территории комплекса служебно-производственных зданий Таганрогской таможни по Мариупольскому шоссе, 27 б" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заявителя (Зеленовской М.В.), представителя Заказчика (Измалкова Д.В.),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158100006914000143 от 09.01.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 8 476 600,78 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 26.01.2015 г. в 08 часов 30 минут.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком требований к первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующих ч.3 ст.66 Закона.
Внеплановой проверкой установлено, что требования установленные Заказчиком к первой части заявки на участие в электронном аукционе, соответствуют ч.3 ст.66 Закона в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 396-ФЗ, действовавшей на момент размещения на официальном сайте документации об аукционе 27.11.2014 года. Указанный довод жалобы следует признать необоснованным.
Доводом жалобы является установление Заказчиком требований к используемым товарам, отличных от требований государственных стандартов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.38 Информационной карты документации об аукционе участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели (т.е. не допускающие двусмысленного толкования и сослагательного наклонения), предлагаемых к поставке товаров, соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении N 3 к документации об аукционе для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого товара.
Данные требования установлены в приложении N3 "Требования к отдельным применяемым материалам (товарам)" документации об аукционе.
Согласно приложению N3 к документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "трубы стальные", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
- трубы стальные водогазопроводные, неоцинкованные, диаметр условного прохода 15 мм. Наружный диаметр трубы 21,3 мм. Толщина стенки трубы не менее 2,5 мм. Масса 1 метра трубы не более 1,43 кг. Должны соответствовать ГОСТ;
- трубы стальные водогазопроводные, неоцинкованные, диаметр условного прохода 20 мм. Наружный диаметр трубы 26,8 мм. Толщина стенки трубы не менее 2,5 мм. Масса 1 метра трубы не более 1,86 кг. Должны соответствовать ГОСТ;
- трубы стальные водогазопроводные, неоцинкованные, диаметр условного прохода 25 мм. Наружный диаметр трубы 33,5 мм. Толщина стенки трубы не менее 2,8 мм. Масса 1 метра трубы не более 2,91 кг. Должны соответствовать ГОСТ.
- трубы стальные водогазопроводные, неоцинкованные, диаметр условного прохода 32 мм. Наружный диаметр трубы 42,3 мм. Толщина стенки трубы не менее 2,8 мм. Масса 1 метра трубы не более 3,78 кг. Должны соответствовать ГОСТ.
Однако в п.1.1 "ГОСТ 3262-75. Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 11.09.1975 N 2379) установлено следующее:
1.1. Трубы изготовляют по размерам и массе, приведенным в табл. 1:
Таблица 1
Размеры, мм
------------------------------------------------------------------ Услов-|Наружный| Толщина стенки труб | Масса 1 м труб, кг ный |диаметр |-------------------------+------------------------ проход| |легких|обыкно- |усиленных|легких|обыкно-|усиленных | | |венных | | |венных | ------+--------+------+--------+---------+------+-------+--------- 6 |10,2 |1,8 |2,0 |2,5 |0,37 |0,40 |0,47 8 |13,5 |2,0 |2,2 |2,8 |0,57 |0,61 |0,74 10 |17,0 |2,0 |2,2 |2,8 |0,74 |0,80 |0,98 15 |21,3 |2,35 |- |- |1,10 |- |- 15 |21,3 |2,5 |2,8 |3,2 |1,16 |1,28 |1,43 20 |26,8 |2,35 |- |- |1,42 |- |- 20 |26,8 |2,5 |2,8 |3,2 |1,50 |1,66 |1,86 25 |33,5 |2,8 |3,2 |4,0 |2,12 |2,39 |2,91 32 |42,3 |2,8 |3,2 |4,0 |2,73 |3,09 |3,78
Таким образом, Заказчик установил по товару "трубы стальные" требования к показателям "толщина стенки трубы" и "масса 1 метра трубы" не соответствующие требованиям ГОСТ 3262-75.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товару "трубы стальные", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Довод Заявителя об установлении Заказчиком к "стальным профильным трубам" требований, отличных от требований государственных стандартов, в ходе внеплановой проверки не подтвердился.
Согласно приложению N3 к документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "водно-дисперсионная краска", к которому, в том числе, установлены следующие требования: "массовая доля нелетучих веществ не более 57%".
Однако таблица 1 ГОСТ 28196-89. Краски водно-дисперсионные. Технические условия (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 03.08.1989 N 2518) устанавливает массовую долю нелетучих веществ от 53 до 61 % в зависимости от марки краски.
Таким образом, Заказчик по товару "водно-дисперсионная краска" установил требования к показателю "массовая доля нелетучих веществ" не соответствующие требованиям ГОСТ 28196-89.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товару "водно-дисперсионная краска", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
В качестве обоснования отличия требований к товарам в документации об аукционе от требований к этим же товарам в приведенных государственных стандартах, Заказчик в документации об аукционе указал: "в случае если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью применения в процессе выполнения работ товаров, обладающих характеристиками, достаточными для обеспечения надлежащих условий функционирования объекта, достаточными для надлежащего исполнения контракта, а также являющимися соответствующим потребностям заказчика, исходя из специфики и предназначения товара".
Подобное "обоснование" требований к товарам, не соответствующим действующим ГОСТ, противоречит п.2 ч.1 ст.33 Закона, поскольку Заказчик, обосновывая в документации об аукционе нестандартные требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, должен аргументировать данную потребность Заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, используя при этом соответствующие доказательства, убедительные доводы (повышение прочности, защитных свойств и т.д.) применительно к закупаемым товарам и работам.
Приведенное "обоснование" Заказчика по своей сути является лишь констатацией, но не обоснованием наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах.
В силу п.1 ч.1 ст.31 при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно разделу 4 "Содержание системы пожаротушения" Технического задания документации об аукционе Заказчик установил требование об оказании следующих видов услуг:
обслуживание, текущий ремонт и проверка работоспособности системы пожаротушения водой не реже 1 раза в полугодие. Перемотка пожарных рукавов один раз в полгода. Оказание помощи в отправке на поверку огнетушителей и расстановке их по местам после поверки.
Текущий ремонт оборудования повысительной станции противопожарного водоснабжения, производить в общем объеме оборудования, не более 10 % от суммы контракта.
Настройку и техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования повысительной насосной станции противопожарного водоснабжения производить в объеме:
N п/п |
Наименование услуг |
Ед. измер. |
Периодичность |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Проверка герметичности соединений оборудования повысительной насосной станции. |
услуга |
1 в месяц |
2 |
Настройка и контроль исправности приборов управления повысительной насосной стацией. |
услуга |
1 в месяц |
3 |
Обслуживание приборов управления повысительной насосной станции (проверка работоспособности при нажатии кнопки "Пожар") |
услуга |
2 в раза |
4 |
Ремонт оборудования станции |
услуга |
По необходимости |
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В п.п.1, 3 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений указаны следующие виды услуг, подлежащие лицензированию:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Учитывая, что данные услуги включены Заказчиком в объект закупки (раздел 4 "Содержание системы пожаротушения" Технического задания документации об аукционе), отсутствие в аукционной документации требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту систем пожаротушения и противопожарного водоснабжения, является нарушением ч.1 ст.31 Закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов.
Учитывая, что объектом закупки являются услуги, в том числе, по техническому обслуживанию, ремонту систем пожаротушения и противопожарного водоснабжения и их элементов, Заказчик в документации об аукционе обязан установить требование о предоставлении участниками в составе вторых частей заявок лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Требование о предоставлении в составе второй части заявки указанной лицензии в документации об аукционе отсутствует. Таким образом, Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки с нарушением положений ч.5 ст.66 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Внеплановой проверкой установлено, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по содержанию помещений, инженерных сетей (систем) и территории комплекса служебно-производственных зданий Таганрогской таможни.
В состав указанных услуг Заказчиком включены услуги, в том числе, по техническому обслуживанию, ремонту систем пожаротушения и противопожарного водоснабжения и их элементов - раздел 4 "Содержание системы пожаротушения" Технического задания документации об аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, при проведении закупки заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако, данное право должно реализовываться с соблюдением установленного ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ запрета на объединение в один лот услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
Это обусловлено, в частности, тем, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг при проведении торгов ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять в них участие, поскольку, исходя из ч.1 ст.64, ч.3 ст.66, ч.4 ст.67 Закона, положений документации об аукционе участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае, если его заявка не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
При этом Законом не предусмотрено заключение контракта на выполнение части работ или оказания части услуг, включенных в единый лот аукциона.
Имеющаяся у Заказчика потребность как в услугах по уборке служебных помещений, так и в техническом обслуживании, ремонте систем пожаротушения сама по себе не означает, что данная услуга неразрывно связана с услугами по содержанию и уборке территории Заказчика в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой неизбежно должны закупаться вместе.
Согласно п.1 ст.4 Закона N135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанные в настоящем решении услуги (объект закупки) имеют функциональное назначение, выраженное в их наименовании - содержание помещений, инженерных сетей (систем) и территории комплекса служебно-производственных зданий Таганрогской таможни.
При этом в силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Требование о представлении участником закупки во второй части аукционной заявки копии указанной лицензии Заказчиком, в нарушение требований ч.1 ст.64 Закона, в документации об аукционе не установлены.
В то же время оказание услуг по содержание помещений, инженерных сетей (систем) и территории не требует наличия названной лицензии.
Следовательно, законодателем предусмотрены различные условия введения в оборот (в т.ч. для нужд заказчиков) услуг по содержанию и уборке помещений и услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Необходимость производить уборку помещений и территории, не исключает раздельной закупки этой услуги и услуг по обслуживанию системы пожаротушения.
Требование Заказчика об оказании услуг по уборке помещений и территории Заказчика и услуг, касающихся системы пожаротушения, в рамках единого лота (а соответственно, и единого контракта), привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт в части оказания услуг уборки, но не в части обслуживания системы пожаротушения.
Такими лицами могут быть участники, которые не имеют вышеуказанной лицензии, но при этом имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика в услугах по уборке помещений и территории.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.31, ч.1 ст.64 Закона, ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 января 2015 г. N 153/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2015