Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
таможенной службы
от 25 сентября 2007 г. N 1196
Временная инструкция
о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Основные понятия и термины
1. Временная инструкция о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее - Временная инструкция) устанавливает порядок проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (ОИП) в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также определяет основные направления, принципы и условия использования полиграфа при решении кадровых вопросов.
2. Полиграф - техническое средство, предназначенное для гласной синхронной регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления и других физиологических процессов) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде.
3. Специалист по опросу с использованием полиграфа (далее - полиграфолог) - должностное лицо таможенного органа, получившее специальную подготовку в соответствии с государственным стандартом на базе сертифицированных учебных центров, подтвержденную свидетельством (дипломом) государственного образца, и имеющее соответствующую форму допуска.
Должность специалиста по ОИП организационно входит в состав подразделения психологической службы (в состав функциональной группы психологов подразделения кадровой службы) либо в состав кадрового подразделения таможенного органа в качестве отдельного специалиста.
При назначении на должность полиграфолога документы кандидата согласовываются в отделе координации работы психологов Управления кадров ФТС России.
4. Ассистент полиграфолога - должностное лицо таможенного органа, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении ОИП, либо прошедший специальную подготовку на базе одного из сертифицированных центров в период заочно-лабораторного курса.
5. Опрос с использованием полиграфа - безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.
6. Тестирование на полиграфе - составная часть опроса, включающая регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения.
7. Опрашиваемый - физическое дееспособное лицо, добровольно (в письменной форме) выразившее согласие на проведение в отношении себя ОИП, реализующее свои права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Временной инструкцией.
8. Инициатор опроса с использованием полиграфа - должностное лицо таможенного органа, инициирующее проведение ОИП.
9. Представитель инициатора - должностное лицо таможенного органа, которое по поручению инициатора участвует в организации ОИП.
10. Отказ от прохождения опроса с применением полиграфа - зафиксированное в письменной форме решение опрашиваемого не проходить ОИП.
11. Результат опроса с применением полиграфа - письменное заключение полиграфолога о достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, составленное на основе информации, полученной в ходе проведения опроса.
12. Материалы опроса с применением полиграфа - результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также аудио- и (или) видеозаписи, полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы.
13. Фактор риска - признаки, препятствующие поступлению лица на службу (работу) или продолжению выполнения должностным лицом служебных обязанностей в таможенных органах.
Факторы риска:
- наличие отрицательных мотивов поступления на службу (работу);
- наличие алкогольной, наркотической и игровой зависимостей;
- наличие иных противопоказаний к службе (работе) медицинского характера;
- искажение анкетных данных и сокрытие сведений, препятствующих прохождению службы в таможенных органах;
- увольнение с прежнего места работы по компрометирующим и негативным обстоятельствам;
- сокрытие криминального прошлого, связей с преступными сообществами или сообществами, имеющими преступные намерения;
- участие в экстремистских организациях, религиозных и общественных объединениях деструктивного типа;
- наличие фактов злоупотребления служебным положением.
2. Цели и области применения опросов с использованием полиграфа
14. ОИП проводится с соблюдением положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Трудового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы, приказа ФТС России от 5 октября 2006 г. N 964 "Об утверждении аналитической программы ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 - 2009 гг." и в соответствии с Временной инструкцией.
15. В таможенных органах ОИП проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом и выявления факторов риска.
16. ОИП в таможенных органах проводится в следующих случаях:
- при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
- при приеме граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) в таможенные органы, и при назначении должностных лиц на другую должность;
- при осуществлении выборочного контроля осуществления служебной деятельности;
- при возникновении спорных ситуаций по итогам служебных проверок, в том числе и по инициативе должностного лица, в отношении которого инициировалась проверка.
3. Принципы проведения опросов с использованием полиграфа
17. ОИП проводятся в случаях, предусмотренных Временной инструкцией, с согласия опрашиваемого лица на прохождение ОИП, зафиксированного в письменной форме (приложение N 1 к Временной инструкции), в сроки, предложенные инициатором опроса, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности и конфиденциальности.
18. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение ОИП или прохождению такого опроса. При проведении ОИП недопустимо унижение чести и достоинства опрашиваемого лица.
19. Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.
20. Информация, содержащаяся в материалах ОИП, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 26 Временной инструкции.
Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных Временной инструкцией.
II. Организация и проведение ОИП
4. Основания проведения ОИП
21. Инициаторами проведения ОИП являются руководитель ФТС России и его заместители, начальник Управления кадров ФТС России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и таможен.
22. Представителями инициатора проведения ОИП являются начальник отдела координации работы психологов Управления кадров ФТС России, руководители кадровых служб региональных таможенных управлений и таможен, руководители подразделений (функциональных групп) психологической работы региональных таможенных управлений.
23. Основанием для проведения ОИП является задание (приложение N 2 к Временной инструкции), подписанное инициатором или представителем инициатора, в котором должна быть указана цель проверки опрашиваемого лица и вопросы, требующие выяснения при проведении опроса.
24. При необходимости проведения ОИП в отношении должностных лиц таможенного органа, в котором отсутствует полиграфолог, начальник указанного таможенного органа обращается в соответствии с установленным порядком к начальнику регионального таможенного управления со специальным запросом о возможности проведения ОИП.
5. Обязанности, права и ответственность инициатора (представителя инициатора), полиграфолога, ассистента полиграфолога и опрашиваемого лица
25. Инициатор (представитель инициатора) ОИП (по п.п. 4, 5, 6, 7 - совместно с полиграфологом) обязан:
1) представить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;
2) представить полиграфологу перечень факторов риска;
3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям, предназначенным для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (приложение N 3 к Временной инструкции);
4) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа;
5) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти ОИП, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;
6) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение ОИП;
7) гарантировать письменно (по установленной форме) опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе ОИП информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица;
8) обеспечить безопасность проведения ОИП, полиграфолога и участников опроса на всех этапах его проведения;
9) строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не вмешиваться в его действия при проведении ОИП, в том числе делать какие-либо замечания или заявления.
26. Инициатор (представитель инициатора) имеет право:
1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;
2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах ОИП;
3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него ОИП;
4) инициативно передать результаты ОИП компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
5) определять, в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из интересов служебной деятельности, вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами ОИП.
27. Инициатор (представитель инициатора) несет ответственность:
- за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. Полиграфолог в соответствии с основными принципами и нормами профессиональной деятельности (приложение N 4 к Временной инструкции) обязан:
1) проводить опрос только при наличии письменного согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;
2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;
3) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;
4) представить инициатору опроса результаты ОИП;
5) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением ОИП, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) проводить собеседование с опрашиваемым лицом по предварительным итогам опроса;
7) прекращать проведение тестирования на полиграфе в случаях:
- ухудшения самочувствия опрашиваемого лица в ходе тестирования;
- отказа опрашиваемого лица от продолжения тестирования;
- умышленного несоблюдения опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога, обусловленных методическими требованиями тестирования на полиграфе;
29. Полиграфолог имеет право:
1) знакомиться с имеющимися у инициатора или у представителя инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован ОИП, на основе которых он делает заключение о возможности и целесообразности ОИП и определяет условия для его качественного проведения;
2) отказаться от проведения ОИП:
а) при непредставлении инициатором опроса материалов и условий, необходимых для качественного проведения ОИП;
б) при отсутствии достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом;
в) в случае невозможности и (или) нецелесообразности проведения ОИП.
30. Полиграфолог не имеет право:
1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну;
2) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении ОИП;
3) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если полиграфолог не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний;
4) разглашать выводы по результатам проведения ОИП и сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали ему известны в процессе проведения ОИП, без согласия опрошенного лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
31. Полиграфолог несет ответственность за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
32. Опрашиваемое лицо имеет право:
1) перед проведением опроса с применением полиграфа быть ознакомленным с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;
2) при проведении ОИП:
- в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;
- знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания;
- отказаться от участия в проведении ОИП, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки;
- представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о невозможности проведения опроса с применением полиграфа;
- подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа.
33. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.
34. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе (кроме ухудшения самочувствия) или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения ОИП.
- не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям;
- несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Структура проведения ОИП
36. При выполнении ОИП в соответствии с технологической картой работы специалиста по опросам с использованием компьютерного полиграфа с одним опрашиваемым (приложение N 5 к Временной инструкции) полиграфологом осуществляются следующие основные действия:
1) подготовка к работе с опрашиваемым лицом;
2) работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение, по усмотрению полиграфолога, послетестовой беседы);
3) анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;
4) оформление результатов опроса с использованием полиграфа.
37. Для проведения ОИП применяют технические средства, соответствующие государственным требованиям по электробезопасности, предъявляемым к изделиям медицинской техники, санитарным правилам и государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
38. Проведение ОИП в отношении кандидатов на службу осуществляется только после предварительного этапа профессионального психологического отбора и психодиагностического обследования, но до решения о его приеме на службу.
39. ОИП запрещается проводить в случаях:
1) если полиграфолог:
- находится или находился в служебной или иной зависимости от опрашиваемого лица;
- является близким родственником или состоящим в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов) с опрашиваемым лицом;
- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе проводимого опроса;
2) физического или психического истощения опрашиваемого лица;
3) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечнососудистой либо дыхательной системы;
4) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
5) нахождения опрашиваемого лица - женщины во второй половине периода беременности.
7. Лица, присутствующие при проведении ОИП
40. При проведении ОИП помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:
1) инициатор опроса;
3) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога).
41. Присутствие при проведении ОИП лиц, не упомянутых в пункте 40 Временной инструкции, не допускается.
8. Язык, на котором проводится опрос с использованием полиграфа
42. Опрос с использованием полиграфа проводится на государственном языке Российской Федерации.
III. Оформление, хранение и использование результатов проведения ОИП
9. Оформление результатов ОИП
43. Выводы по результатам проведения ОИП полиграфолог оформляет в виде заключения (приложение N 6 к Временной инструкции), в котором должны быть указаны:
- инициатор и основания проведения ОИП;
- цель проведения ОИП;
- вопросы, поставленные для выяснения;
- дата и место проведения ОИП;
- использовавшиеся при проведении ОИП технические средства;
- фамилия, имя, отчество, год рождения опрошенного лица;
- факт получения письменного согласия опрошенного лица на проведение ОИП;
- фамилия, имя, отчество, должность специалиста, название и номер удостоверения на право проведения ОИП;
- выводы по результатам ОИП.
44. В заключении могут быть указаны значимые особенности проведения ОИП и поведения опрошенного лица, представлен анализ зарегистрированных физиологических данных, из которых следуют выводы специалиста.
45. Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют для инициатора опроса ориентирующее значение, могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица.
10. Хранение материалов и результатов ОИП
46. Заключения по результатам ОИП передаются для хранения в подразделения специальной проверки и архивных фондов кадровой службы. В случае присвоения заключению и материалам ОИП грифа секретности указанные документы передаются в подразделение защиты государственной тайны в установленном порядке.
47. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение срока, определяемого для документов с грифом "Для служебного пользования", если инициатором опроса не установлен иной срок хранения.
48. Материалы проведения ОИП (задания, заявления о согласии, записи физиологических данных на бумажных носителях и в электронном виде, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, вопросники, копии заключений полиграфолога) хранятся у полиграфолога в запираемых и опечатываемых шкафах-сейфах.
49. Условия хранения материалов опроса с использованием полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения или несанкционированного доступа к ним.
11. Использование материалов и результатов ОИП
50. Материалы ОИП могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-методической работе только после изменения в них анкетных данных опрошенных лиц.
51. В случае служебной необходимости материалы проведения ОИП (задания, заявления о согласии, записи физиологических данных на бумажных носителях и в электронном виде, аудио- и видеозаписи, рабочие журналы, вопросники, копия заключения специалиста и т.д.) передаются в отдел координации работы психологов Управления кадров ФТС России в порядке, определенном для документов с грифом "Для служебного пользования".
Заместитель начальника |
С.В. Филиппенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.