Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 февраля 2015 г. N 37
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "ОПС" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - Шурыгин В.В., по доверенности от 16.01.2015 г.,
от заказчика: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Перинатальный центр" (далее также - заказчик) - Паршукова Л.Н., по доверенности N 10-02/15 от 16.02.2015, Миллер Е.Г., по доверенности N 9-02/15 от 16.02.2015,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган)- Шуневич М.И., по доверенности N 029 от 14.07.2014 г, Золоторева И.А., по доверенности N 003 от 16.02.2015 г.,
рассмотрев жалобу ООО "ОПС" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Перинатальный центр", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0382/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415000259) на поставку адаптированной сухой молочной смеси для вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 10.02.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 12.02.2015 г. N 85 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, документация об аукционе, не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
Заявитель указывает, что заказчиком нарушены требования, содержащиеся в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", принятом Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.
Так, аукционная документация электронного аукциона N АЭ-0382/15 содержит требование к углеводам адаптированной сухой смеси в рамках 7,0-7,63, в то время как Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" допускается содержание углеводов в диапазоне 6,5-8 г на 100 мл готового к употреблению продукта.
По мнению заявителя, согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, документация аукциона должна содержать обоснование необходимости использования других показателей.
Однако аукционная документация на поставку адаптированной сухой молочной смеси для вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев, в нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не содержит такого обоснования.
Кроме того, заявитель считает, что требование аукционной документации (п. 3.4. проекта контракта, приложение N 2 к аукционной документации) об остаточном сроке годности товара на момент поставки должен составлять не менее 19 месяцев, может повлечь за собой установление неравных условий для производителей, ограничение конкуренции и количества участников закупки.
Вместе с тем, ООО "ОПС" считает, что под требуемые характеристики объекта закупки подходит смесь только одного производителя из имеющихся сегодня на российском рынке молочных смесей- Фрисолак Голд1, производитель Friso, Нидерланды.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 16.02.2015 N 0277) согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-0382/15 на поставку адаптированной сухой молочной смеси для вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Кроме того, уполномоченным органом представлена информация с официальных сайтов производителей продуктов детского питания, свидетельствующая о наличии не менее трех молочных смесей соответствующих требованиям характеристики объекта закупки.
Представители заказчика, присутствовавшие в заседании Комиссии поддержали позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003415000259) на поставку адаптированной сухой молочной смеси для вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев в интересах Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Перинатальный центр".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415000259.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Участником закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Уполномоченным органом и заказчиком представлено, что товар с предложенными заказчиком характеристиками, может быть поставлен различными производителями, что подтверждается информацией, представленной с сайтов производителей молочных смесей.
Так, характеристикам, указанным в п 1 описания объекта закупки соответствует следующая продукция: "Нутрилон 1", "Агуша Голд 1", "Фрисолак 1 Голд.
Таким образом, довод заявителя, что под требуемые характеристики объекта закупки подходит смесь только одного производителя, Комиссия считает несостоятельным.
В части довода заявителя об отсутствии в аукционной документации обоснования необходимости использования других показателей, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации и к его составу.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В части довода заявителя об ограничении конкуренции, ввиду установления заказчиком, остаточного срока годности товара на момент поставки не менее 19 месяцев, Комиссия считает необоснованным в виду следующего.
На заседании Комиссии, представитель заказчика пояснил, что требования к остаточному сроку годности, адаптированной сухой молочной смеси, обусловлены нуждами пациентов и потребностями заказчика.
Кроме того, невозможно предположить количество детей, нуждающихся во вскармливании адаптированной молочной смесью, являющейся объектом закупк и.
Так, в определенных случаях, при выписке из учреждения ГБУЗ ТО "Перинатальный центр", новорожденный ребенок получает не менее 2-х килограмм сухой молочной смеси.
Вместе с тем, молочная смесь может быть востребована не только в течение периода времени, на который осуществляется закупка, но и более (в ГБУЗ ТО "Перинатальный центр" создается резервный фонд молочной смеси).
Комиссия Тюменского УФАС России считает, что заявителем на заседание Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требование к остаточному сроку годности молочной смеси, ограничивает количество участников закупки и нарушает положения Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку на рынке существует несколько производителей требуемой продукции, которые готовы выполнить данное условие.
Кроме того, участником рассматриваемой закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Заявителем не представлено доказательств того, что у него отсутствовала возможность приобрести необходимый заказчику товар.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N АЭ-0382/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415000259) на поставку адаптированной сухой молочной смеси для вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПС" на действия уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика: ГБУЗ ТО "Перинатальный центр" при проведении электронного аукциона N АЭ-0382/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415000259) на поставку адаптированной сухой молочной смеси для вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 февраля 2015 г. N 37
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2015