Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2014 г. N 44-2901/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 93 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
ООО "БалтПроект" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 30303 от 23.12.2014) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку пищевых продуктов для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 93 Выборгского района Санкт-Петербурга в 2015 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.12.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, с изменениями от 11.12.2014, номер извещения 0372200222814000012. Начальная (максимальная) цена контракта 49 097 851.97 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения конкурсной документации c нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно требует от участников закупки в своих заявках обязательно представлять в качестве подтверждения качества поставляемого товара сертификаты, протоколы испытаний на продукты.
В п. 3 ч. 2 специальной части (инструкции участникам) конкурсной документации Заказчик установил критерий качества, который раскрывается в том числе через представление протоколов испытаний продукции
В п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация может содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге).
Вместе с тем, в п. 3.3 ч. 12 инструкции участникам конкурсной документации указано, что отсутствие документов в целом или какой-либо части, подтверждающих качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Таким образом, в данном случае заказчиком не установлено обязательного требования о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
2. Заявитель указывает на то, что заказчик нарушает требования закона о контрактной системе, используя протоколы испытаний товаров для выставления баллов участнику по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" протоколы испытаний.
В ходе заседания Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что документы, указанные в пп. 3 п. 11 части 2 конкурсной документации подтверждают соответствие исследуемого образца товара положениям нормативно-технической документации ( ГОСТ и др.), что, в свою очередь говорит о соблюдении участником закупки требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Таким образом, соответствие товаров положениям нормативно-технических документов может являться подтверждением качества товара, следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
3. В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), в описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требовании влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объект закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объект закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заявитель указывает, что Заказчик опубликовал конкурсную документацию с установлением нестандартных требований к объекту закупки в Приложении 2 технического задания к конкурсной документации.
В соответствии с п. 3 Приложения 2 технического задания по товарной позиции "Мясо говядина б/к (лопатка) замороженная" по показателю наличие свинца установлено требование к конкретному значению, соответствующему требованию "не более 0.5 мг/кг". При этом в соответствии с п. 13.1.1. части 2 конкурсной документации в случае, если установлено максимально или минимальное значение показателя, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, соответствующее установленному значению.
Заявитель отмечает факт того, что невозможно гарантировать, что в течение действия контракта все предоставляемые товары по данной товарной позиции будут соответствовать именно этому указанному значению показателя.
Аналогичная ситуация обнаружена по следующим показателям данной товарной позиции: "мышьяка должно быть не более 0,1 мг/кг", "кадмия должно быть не более 0,05 мг/кг", "ртути должно быть не менее 0,03 мг/кг". Заявитель указывает тот факт, что аналогичная ситуация усматривается в п. 3 Приложения 2 по товарным позициям: "икра из кабачков стерилизованная", "повидло стерилизованное 1 сорт в ассортименте", "джем стерилизованный в ассортименте без консервантов"; в п. 9 Приложения 2 по товарной позиции "масло сливочное несолёное, 82,5% жирности, высший сорт".
Более того, как отмечает Заявитель, единица измерения "мг/кг" не является стандартной. Обоснования необходимости использования нестандартных требований к показателям в конкурсной документации Комиссия УФАС не обнаружила.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
4. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановление Правительства "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров. Работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28 ноября 2013 г. N 1089 устанавливает дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием, в том числе: наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Заказчик, руководствуясь положениями Постановления Правительства N 1089 и ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации в пп. 2.2 п. 4 части 2 инструкции участникам установил требование о "наличии собственного и (или) арендованного на срок исполнения контрактов оборудования и других материальных ресурсов в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта. Объем необходимого оборудования и других материальных ресурсов: в данном конкурсе необходимым оборудованием и другими материальными ресурсами являются: Складские помещения площадью 2300 м2 и более, Холодильные камеры для раздельного хранения продуктов не менее 10 шт. общим объемом не менее 500 м куб., Изотермический или охлаждаемый автотранспорт - не менее 10 шт.".
Представитель заказчика пояснил, что указанные требования обусловлены требованиями о раздельном хранении разных групп продуктов, а также формирования перечня продуктов по заявкам заказчика. Вместе с тем, в данном случае по результатам проведения совместных торгов заключаются контракты с 9 государственными учреждениями.
Заявитель не представил доказательств того, что объем ресурсов, установленный конкурсной документацией, превышает необходимый объем ресурсов для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
5. Заявитель указывает на нарушение п. 2 ст. 42 закона о контрактной системе, а именно: согласно извещению N 0372200222814000012 объектом закупки является комплексная поставка пищевых продуктов для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 93 Выборгского района Санкт-Петербурга в 2015 году, то есть извещение не содержит сведений о том, что поставка продуктов осуществляется и в иные учреждения Выборгского района. Однако, при изучении документации данной закупки следует, что поставка пищевых продуктов будет осуществляться не только в ГБДОУ детский сад N 93 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заявитель при должном изучении документации по N извещения 0372200222814000012, мог получить информацию о том, что комплексная поставка пищевых продуктов питания будет осуществляться в несколько учреждений Выборгского района.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным, а жалоба - частично обоснованной.
При установленных обстоятельствах допущенное в действиях заказчика нарушение не повлияло на результаты проведения конкурса с ограниченным участием, что не дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 49, 50, 56, 95, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БалтПроект" частично обоснованной в части довода об установлении заказчиком нестандартных требований к объекту закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2014 г. N 44-2901/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2015