Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 12 января 2015 г. N К-34/05
Резолютивная часть решения объявлена "29" декабря 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "12" января 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>; |
|
- <_>
|
- <_>, |
при участии:
от Заказчика: представителей администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области <_> (доверенность от 29.12.2014 N 31), <_> (доверенность от 29.12.2014 N 32),
от Заявителя: директора Общества с ограниченной ответственностью "ТехноФаза" <_> (решение учредителя от 27.09.2010 N 2),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТехноФаза" <_> на действия муниципального заказчика - отдела образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области <_> при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технологического оборудования для детского сада на 80 мест по ул. Комсомольской 29, в п. Николаевка Смидовичского района ЕАО (извещение от 28.11.2014 N 0378300005714000010), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.1014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "ТехноФаза" от 23.12.2014 N 56 (далее - Заявитель, ООО "ТехноФаза") на действия муниципального заказчика - отдела образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технологического оборудования для детского сада на 80 мест по ул. Комсомольской 29, в п. Николаевка Смидовичского района ЕАО (извещение от 28.11.2014 N 0378300005714000010).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе Заявитель сообщает, что Заказчиком 28 ноября 2014 года объявлен электронный аукцион на поставку технологического оборудования для детского сада на 80 мест по ул. Комсомольской 29, в п. Николаевка Смидовичского района ЕАО (извещение от 28.11.2014 N 0378300005714000010).
Заявитель сообщает, что изучив техническое задание Заказчика в первой части заявки на участие в электронном аукционе представил конкретные показатели эквивалентов поставляемого оборудования со схожими техническими характеристиками, запрашиваемыми Заказчиком в техническом задании.
В соответствии с п. 3.1.1 Документации Единая комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме от 08.12.2014 Единая комиссия признала первую и вторую часть заявки соответствующей требованиям технического задания и Документации Заказчика.
08 декабря 2014 года с электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" поступило уведомление о формировании в реестре контрактов карточки контракта по электронному аукциону (извещение от 28.11.2014 N 0378300005714000010) после согласования контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком согласие на заключение контракта при заключении контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не запрашивалось.
Кроме того, при изучении проекта контракта, направленного Заказчиком установлено, что проект контракта составлен без учета конкретных показателей, представленных в первой части заявки.
Помимо вышеизложенного, Заявитель считает, что Заказчиком нарушена ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно в техническом задании в описании объекта закупки указаны конкретные названия оборудования, конкретные размеры и мощность отсутствует обязательное включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Кроме того, не полностью раскрыты технические характеристики оборудования, комплектность и его назначение, например, универсальная кухонная машина УКМ - не указана комплектность, есть УКМ - П, УКМ - 1, УКМ -7, и т.д., так как машина имеет разное назначение, а также имеется оборудование (р. 3 технического задания), которое в настоящее время не выпускается.
Таким образом, поставить аналоги заявленного оборудования, согласно техническому заданию, не представляется возможным.
Заявитель сообщает, что в п. 1.1 проекта контракта указано, что Поставщик обязуется поставить и установить оборудование, а в п. 3.1, 3.2 проекта контракта указано, что цена контракта сложена только из расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, НДС и других обязательных платежей, то есть без учета расходов на установку.
Таким образом, Заявитель считает, что электронный аукцион проведен в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Заявителя от 25.12.2014 N 2283, в которых сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2.1 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки в первой части заявки достаточно выразить согласие на выполнение работ (оказание услуг) предусмотренных документацией об электронном аукционе).
По итогам проведения электронного аукциона (извещение от 28.11.2014 N 0378300005714000010) подана одна заявка от ООО "Технофаза", в первой части заявки участник свое согласие на участие в аукционе предоставил на основании технических требований к товарам, которые указаны в документации.
Единой комиссией рассмотрены первая и вторая часть заявки участника на соответствие требованиям, установленными Документацией и принято решение о соответствии заявки участника.
Заказчик сообщает, что Заявителю предложено заключить муниципальный контракт и до периода начала поставки товара с 16.03.2015 по 15.03.2015 гг., подобрать товар по характеристикам Заказчика.
В период подписания контракта от Заявителя поступил протокол разногласий, претензий по содержанию муниципального контракта не поступало.
На основании изложенного, Заказчик считает жалобу ООО "Технофаза" необоснованной.
В заседании Комиссии представители Заказчика поддержали возражения на жалобу в полном объеме, Заявитель поддержал жалобу в полном объеме.
В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
26 ноября 2014 года Заказчиком издано распоряжение "О проведение аукционов в электронной форме на работы по вводу в эксплуатацию детского сада на 80 мест п. Николаевка Смидовичского района ЕАО, расположенного по адресу: п. Николаевка, ул. Комсомольская, д. 29" N 269, согласно которому в соответствии с Законом о контрактной системе объявить проведение открытых аукционов в электронной форме на работы по вводу в эксплуатацию детского сада на 80 мест п. Николаевка Смидовичского района ЕАО, расположенного по адресу: п. Николаевка, ул. Комсомольская, д. 29 на приобретение и поставку оборудования для детского сада.
28 ноября 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300005714000010 и Документация об открытом аукционе в электронной форме на приобретение технологического оборудования для устройства детского сада на 80 мест в пос. Николаевка Смидовичского района ЕАО" для нужд отдела образования администрации Смидовичского муниципального района (далее - Документация).
Наименование объекта закупки: "Поставка технологического оборудования для детского сада на 80 мест по ул. Комсомольской, 29 в п. Николаевка Смидовичского района ЕАО".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 301 257,67 руб.
В адрес Заказчика по электронному аукциону N 0378300005714000010 поступило два запроса на разъяснения положений Документации следующего содержания:
1) Просим уточнить установленную мощность сушильной машины. В соответствии с техническим заданием идентифицируется комплект NT3LXFSP, состоящий из стиральной машины и сушильной. Просим уточнить габариты катка гладильного. В техническом задании габариты катка заданы четырьмя размерами, но из указанной информации не возможно определить товар, так как габариты указываются по трем координатным плоскостям;
2) Техническое задание составлено с нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как оно должно содержать диапазоны значения для подборки эквивалентов, чего ни в одной позиции нет, просьба указать диапазоны значений по позициям: машина швейная, плита электрическая; вставка к тепловому оборудованию, кипятильник электрический, машина картофелеочистительная, тележка для рабочих контейнеров, универсальная кухонная машина, сковорода электрическая, холодильный шкаф, холодильный шкаф с морозильным отделением, холодильный шкаф для хранения пищевых отходов, весы товарные передвижные.
Заказчиком размещены на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru разъяснения на запросы следующего содержания:
1) Стирально-отжимная машина Вязьма, установленная мощность - 4,8 кВт, с подрессорным основанием, длина - 711 мм., ширина 683 - мм., высота - 1107 мм, или эквивалент. Сушильная машина Вязьма номинальная мощность электродвигателя привода - 07,5, электродвигателя вентилятора - 0,74, габаритные размеры: длина - 1880 мм., ширина 1308 - мм., высота - 2305 мм, или эквивалент. Каток гладильный производственный номинальная мощность элементов нагрева - 4,5 кВт, габаритные размеры: длина - 830 мм., ширина 2320 - мм., высота - 1230 мм.;
2) Представлены разъяснения по техническому заданию с указанием конкретных значений без указания диапазона значений для подборки эквивалентов по позициям: машина швейная, плита электрическая; вставка к тепловому оборудованию, кипятильник электрический, машина картофелеочистительная, тележка для рабочих контейнеров, сковорода электрическая, холодильный шкаф, холодильный шкаф с морозильным отделением, холодильный шкаф для хранения пищевых отходов, весы товарные передвижные.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме от 08.12.2014 до окончания срока подачи заявок до 09 час. 00 мин. (время местное) 08.12.2014 подана единственная заявка 07.12.2014 в 19 час. 46 мин от участника закупки с порядковым N 1552433 - ООО "ТехноФаза", которая Единой комиссией допущена и признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение требований п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в Техническом задании Документации в описании объекта закупки включены указания на товарные знаки, фирменные наименования (Вязьма), также установлены требования к товару (конкретные габариты и параметры товара) без указания минимальных и (или) максимальных значений поставляемого товара, а также отсутствует информация о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, предусмотренная ст. 42 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение требований п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещение о проведении электронного аукциона отсутствует информации в отношении объекта закупки предусмотренная ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: функциональные, технические и качественные характеристики товара, а также не указаны минимальные и (или) максимальные значения поставляемого товара, кроме того не указано точное количество поставляемого товара.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В нарушение требований ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 17 Информационной карты Документации установлены образцы форм по заполнению первой и второй части заявки (приложение 5, 6).
4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 17 Информационной карты Документации установлены требования ко второй части заявки, по предоставлению документов, подтверждающих соответствие такого участника аукциона требованиям установленным п.1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе, без указания перечня предоставляемых документов, в тоже время, как в п. 13 Информационной карты Документации установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 1.2 Методических рекомендаций - Методические рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), с применением методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 1.4 р. I Методических рекомендаций определение начальной (максимальной) цены контракта производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения начальной (максимальной) цены контракта отражается в указанных документах.
Согласно п. 2.1. р. II Методических рекомендаций обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании начальной (максимальной) цены контракта документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в Документации представлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, которое рассчитано на основании Закона о контрактной системе и Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. В обосновании начальной (максимальной) цены контракта указано, что для начальная (максимальная) цена контракта рассчитана на основании трех коммерческих предложений, без указания источников информации (реквизитов документа).
В нарушение требований ч. 20 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта не указаны источники ценовой информации (реквизиты документа).
6. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Так в извещении об электронном аукционе и Документации объектом закупки является поставка товара, а в проекте контракта предметом контракта является поставка и установка, кроме того, обоснование начальной (максимальной) цены контракта рассчитывалось только на поставку товара (согласно запросу и коммерческим предложениям).
В нарушение требований ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе условия контракта не соответствуют условиям Документации.
7. В нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено, какие конкретные показатели следует предоставить в первой части заявки (отсутствует ссылка на конкретные пункты Документации, т.е. установлены абстрактные требования).
8. В нарушение требований ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не внес изменения в документацию о таком аукционе, согласно своим разъяснениям.
9. В соответствии с кодами "ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД) Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД 29.71.24.990 "Приборы электрические бытовые прочие, не включенные в другие группировки", в тоже время, согласно техническому заданию закупка осуществляется на различное оборудование и согласно кодам ОКПД к каждому оборудованию имеется свой код ОКПД в зависимости от функциональных характеристик оборудования, так например машины стиральные бытовые и машины для сушки одежды относятся к кодам с 29.71.13.310 "Машины стиральные полностью автоматические вместимостью не более 6 кг. сухого белья (включая машины, оснащенные отжимным устройством" по 29.71.13.790 "Машины сушильные вместимостью более 6 кг. сухого белья, но не более 10 кг.".
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен общий код ОКПД, в то время как закупка осуществляется на различное оборудование.
10. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 2 ст. 26 Закона N 261-ФЗ требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона N 261-ФЗ требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включают в себя, в частности:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 26 Закона N 261-ФЗ требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд может устанавливаться запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 26 Закона N 261-ФЗ государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 настоящих Правил;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 4 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Согласно п. 5 Правил в устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:
а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);
б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);
в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;
г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
б) для устанавливаемых систем управления освещением - наличие одной из следующих функций:
- управление освещенностью по заданному расписанию;
- управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;
- управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 15.08.2011 N ОГ-Д28-938, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 261-ФЗ, государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. При этом в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам необходимо учитывать, что данные товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения и энергетической эффективности.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" и Приказом Минэкономразвития РФ от 31.12.2009 N 88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности" утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в п.п. "б" п. 3 Правил.
Согласно п. 1 Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 09.03.2011 N 88 до 01.01.2012 поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, указанные в приложении N 1 к Приказу Минпромторга России от 07.09.2010 N 769 "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.10.2010, регистрационный N 18603), в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "B".
Согласно п. 2 Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 09.03.2011 N 88 с 01.01.2012 поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A".
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан Приказ "О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку" от 07.09.2010 N 769 (далее - Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 07.09.2010 N 769).
В нарушение требований ч.1 ст. 26 Закона N 261-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221, Приказа Минэкономразвития от 09.03.2011 N 88 Заказчиком не были установлены конкретные требования в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ при осуществлении закупки на поставляемые товары.
В действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.1014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
Р Е Ш И Л А :
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТехноФаза" на действия муниципального заказчика - отдела образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технологического оборудования для детского сада на 80 мест по ул. Комсомольской 29, в п. Николаевка Смидовичского района ЕАО (извещение от 28.11.2014 N 0378300005714000010), признать обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - отдел образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
2.1. Пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64;
2.2. Пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63;
2.3. Часть 2 статьи 64;
2.4. Пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 1 части 5 статьи 66;
2.5. Часть 20 статьи 22, пункт 1 части 1 статьи 64;
2.6. Часть 1 статьи 34;
2.7. Пункт 1 части 3 статьи 66;
2.8. Часть 6 статьи 65.
3. Признать муниципального заказчика - отдел образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области нарушившим требования части 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 и Приказа Минэкономразвития от 09.03.2011 N 88.
4. Выдать Единой комиссии муниципального заказчика - отдела образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области предписание с целью устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 и Приказа Минэкономразвития от 09.03.2011 N 88.
5. Выдать муниципальному заказчику - отделу образования администрации муниципального образования "Смидовичский муниципальный район" Еврейской автономной области предписание об устранении нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 и Приказа Минэкономразвития от 09.03.2011 N 88.
6. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
|
<_> |
||
Члены комиссии: |
|
<_> |
||
|
|
<_> |
||
|
|
|||
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд ЕАО. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 12 января 2015 г. N К-34/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2015