Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 3 февраля 2017 г. N 501/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Евстигнеева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление по материально-техническому обеспечению" - Костюка Я.В. (доверенность N 2 от 01.02.2017);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Куприянова А.Г. (доверенность N 9 от 13.01.2017), Бидюгина А.С. (доверенность N 7 от 13.01.2017);
- податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Риал СТФ" - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Риал СТФ" (190103, г. Санкт-Петербург, ул. 11-я Красноармейская, д. 5/13; далее - ООО "Риал СТФ") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее - Департамент) при осуществлении им и государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением "Управление по материально-техническому обеспечению" (далее - ГОКУ "УМТО") закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку картриджей и расходных материалов для оборудования для нужд Новгородской области, извещение N 0150200000616001153 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.12.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
27.01.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Риал СТФ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента при осуществлении им и государственным заказчиком - ГОКУ "УМТО" закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку картриджей и расходных материалов для оборудования для нужд Новгородской области, извещение N 0150200000616001153 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.12.2016 (начальная (максимальная) цена контракта - 1 732 841,33 руб.) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "Риал СТФ" приняло участие в рассматриваемой закупке (номер заявки - 5). Аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента заявка подателя Жалобы признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по причине непредставления во второй части заявки документов (или копий документов), подтверждающих соответствие товаров, предлагаемых участником аукциона, условиям, запретам и ограничениям, установленным в разделе 8 документации, а именно отсутствует декларация (иной документ), подтверждающий страну происхождения поставляемого товара.
С указанным решением аукционной комиссии ООО "Риал СТФ" не согласно, поскольку раздел 8 документации об электронном аукционе не устанавливает требование об обязательном представлении документов, подтверждающих страну происхождения товара, а лишь указывает на установление преференции для товаров, происходящих из государств-членов Евразийского экономического союза, в размере 15 % от предложенной участником закупки цены контракта в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
При этом установление в разделе 8 документации об электронном аукционе такой преференции податель Жалобы считает неправомерным, поскольку согласно официальным письмам производителей картриджей Xerox и Kyocera оригинальные картриджи не производятся на территории государств-членов Евразийского экономического союза, а в соответствии с Приказом N 155 непредставление информации о стране происхождения товара не является поводом для отклонения заявки.
Следует отметить, что доводы Жалобы о нарушениях допущенных заказчиком при формировании документации об электронном аукционе не могут быть предметом рассмотрения Комиссии Новгородского УФАС России в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения документации об аукционе. Вместе с тем одновременно с рассмотрением жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона. Таким образом, в случае если в действиях заказчика по определению содержания документации об аукционе будут в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.
Уполномоченный орган - Департамент считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. N ГИ-925-И от 02.02.2017), суть которых сводится к тому, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку подателя Жалобы по причине ее несоответствия требованиям документации об электронном аукционе, а именно разделу 8 и пункту 10.3 раздела 10, в соответствии с которыми на основании статьи 14 Закона о контрактной системе правомерно установлено требование о представлении документов, подтверждающих страну происхождения товара.
На рассмотрении представители уполномоченного органа - Департамента поддержали доводы возражений в полном объеме.
Государственный заказчик - ГОКУ "УМТО" письменных возражений на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представитель ГОКУ "УМТО" поддержал доводы возражений на Жалобу уполномоченного органа.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В течение декабря 2016 - января 2017 года государственным заказчиком - ГОКУ "УМТО" и уполномоченным органом - Департаментом осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку картриджей и расходных материалов для оборудования для нужд Новгородской области.
Документация по проведению рассматриваемого электронного аукциона утверждена директором ГОКУ "УМТО" О.А. Пуларгиной (далее - Документации).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Указанные условия допуска установлены Приказом N 155, согласно пункту 3 которого при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств-членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств-членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Аналогичные положения установлены разделом 8 Документации.
При этом, поскольку объект рассматриваемой закупки (поставка картриджей и расходных материалов для печатающих устройств) относится к товарам, в отношении которых в соответствии с Приложением к Приказу N 155 установлены условия допуска (код 26.20 "Компьютеры и периферийное оборудование" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), государственным заказчиком - ГОКУ "УМТО" правомерно предоставлены преференции для государств-членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 9 Приказа N 155 для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Приказа N 155 в подпункте 9 пункта 10.3 Документации установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации (иного документа), подтверждающего страну происхождения поставляемого товара.
Указанное требование к содержанию заявки основано на положениях действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, служит целям применения условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и потому установлено государственным заказчиком правомерно.
В составе второй части заявки ООО "Риал СТФ" декларация или иной документ о стране происхождения предлагаемых им к поставке товаров (картриджей и расходных материалов) отсутствовал, в связи с чем решение аукционной уполномоченного органа - Департамента о признании заявки подателя Жалобы не соответствующей требованиям Документации является законным и обоснованным.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
1. На участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано 7 заявок участников закупки.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 19.01.2017 все заявки были признаны соответствующими Документации, участники закупки с номерами заявок 1, 2, 4, 5, 6, 7 и 8 были допущены к участию в аукционе и признаны его участниками.
Вместе с тем, заявка участника закупки с номером заявки 5, то есть подателя Жалобы - ООО "Риал СТФ" требованиям Документации и Закона о контрактной системе не соответствовала, и указанному участнику должно было быть отказано в допуске к участию в аукционе исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10.2 Документации заказчиком - ГОКУ "УМТО" требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - ГОКУ "УМТО" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - поставка картриджей и расходных материалов для оборудования.
Согласно пункту 3.2.1 Документации требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара установлены в Техническом задании (Приложении N 1 к Документации).
Техническое задание представляет собой таблицу из 11 столбцов, содержащих наименования требуемых заказчику товаров (картриджей и расходных материалов - 63 позиции), их показатели (характеристики) и допустимые значения этих показателей, удовлетворяющие потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе заказчиком - ГОКУ "УМТО" в пункте 10.4.2 Документации установлена инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10.4.2 Документации при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 Технического задания (Приложение N 1 к Документации), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик), предлагаемого к поставке Товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
По всем позициям Технического задания с наименованием товара "Тонер картридж" заказчиком указан показатель "Ресурс" с минимальными значениями, установленными в столбце 5 Технического задания - 7 200, 12 000, 10 000 страниц и т.д.
При заполнении первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке ООО "Риал СТФ" вышеуказанные положения Технического задания и инструкции по заполнению заявки проигнорировало и не указало конкретные значения по показателю "Ресурс" предложенных им к поставке картриджей.
Сведения о характеристиках товаров, предложенных ООО "Риал СТФ" в заявке на участие в электронном аукционе, нельзя признать конкретными и соответствующими потребностям заказчика, поскольку первая часть заявки данного участника закупки представляет собой по форме и содержанию фактически Техническое задание, с указанием требуемых заказчику значений показателей расходных материалов в столбце таблицы "Минимальное значение показателя". Из оформленной таким образом заявки невозможно достоверно установить действительное предложение участника в отношении конкретных значений характеристик объекта закупки по каждой из товарных позиций.
Также аукционной комиссией - Департамента неправомерно допущен к участию в электронном аукционе и участник закупки с номером заявки 4 - Общество с ограниченной ответственностью "Прайм С" (далее - ООО "Прайм С").
Так в первой части заявки указанного участника закупки по позиции 8 "Тонер картридж Kyocera TK-590-М (оригинал)" Технического задания не была указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара.
Соответственно, участник закупки, подавший заявку с номером 4, не мог быть допущен к участию в аукционе по причине отсутствия в первой части его заявки обязательной информации, предусмотренной Законом о контрактной системе (подпункт "б" пункта 1 части 3 статьи 66) и Документацией (пункт 10.2) (наименования страны происхождения поставляемого товара).
Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента содержится нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном допуске к участию в аукционе участников, которым должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. В соответствии с Протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 25.01.2017 (далее - Протокол) аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента были рассмотрены вторые части заявок 4 участников закупки, принявших участие в электронном аукционе (участников аукциона), в том числе ООО "Прайм С", предложившего цену контракта 1 112 094,53 руб.
Согласно Протоколу заявка ООО "Прайм С" была признана соответствующей требованиям Документации и указанный участник был признан победителем аукциона, поскольку заявка участника аукциона - Общества с ограниченной ответственностью "РУТОН" (далее - ООО "РУТОН"), сделавшего лучшее предложение по цене контракта - 1 025 452,46 руб., была, наряду с заявкой подателя Жалобы, отклонена, по причине непредставления декларации (иного документа), подтверждающего страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.
Между тем вторая часть заявки ООО "Прайм С" также не соответствовала требованиям Документации исходя из следующего.
Во второй части заявки победителя аукциона была представлена "Декларация о стране происхождения товара" в виде таблицы из трех столбцов, содержащей сведения о наименовании поставляемого товара, торговой марке, стране происхождения и количестве товара.
Однако в данном документе, так же как и в первой части заявки ООО "Прайм С", отсутствовала информация о стране происхождения предлагаемого к поставке товара по позиции 8 "Тонер картридж Kyocera TK-590-М (оригинал)" Технического задания.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Поскольку в нарушение пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпункта 9 пункта 10.3 Документации во второй части заявки ООО "Прайм С" декларация или иной документ о стране происхождения поставляемого товара отсутствовал, заявка указанного участника аукциона должна была быть признана несоответствующей Документации по тому же основанию, что и заявки ООО "Риал СТФ" и ООО "РУТОН".
Учитывая изложенное, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента содержится нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в признании заявки участника аукциона, в которой отсутствовала обязательная информация о поставляемом товаре, соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента существенно повлияли на результаты закупки, привели к нарушению порядка определения победителя торгов, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 14, 64, 66, 67, 69, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Риал СТФ" (190103, г. Санкт-Петербург, ул. 11-я Красноармейская, д. 5/13) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области при осуществлении им и государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением "Управление по материально-техническому обеспечению" закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку картриджей и расходных материалов для оборудования для нужд Новгородской области, извещение N 0150200000616001153 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.12.2016, необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области нарушения пункта 1 части 4 статьи 67 и пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
Д.А. Евстигнеева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 3 февраля 2017 г. N 501/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2017