Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 января 2017 г. N 06-30/17т
изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", заявитель, Общество): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус" (далее также - заказчик, МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус"): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлено письменное пояснение,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0316300134416000045), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
12 января 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0316300134416000045).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 19 января 2017 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из сути жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заказчиком в аукционной документации установлены требования к участникам закупки о наличии допуска СРО по определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства одновременно с допуском СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
По мнению заявителя, данное требование противоречит принципу обеспечения конкуренции.
Просят признать жалобу обоснованной.
Как следует из письменного пояснения заказчика, проектом контракта предусмотрено, в том числе, условие о том, что подрядчик при исполнении настоящего контракта может привлечь субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством допуском к производству работ, сертификатом, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида.
Пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ установлено, что если из закона или подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При изложенных обстоятельствах, считают, что жалоба ООО "Стройинвест", указывающая на то, что заказчику надлежало установить требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО только на работы по организации строительства является необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016 года; заказчиком вносились изменения 28.12.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 526 555,00 руб.;
4) 16.01.2017 года состоялось рассмотрение единственной заявки на участие в электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной на основании следующего.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Материалами дела установлено следующее.
Пунктом 20 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации к участникам закупки установлены следующие обязательные требования, в том числе: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1 Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;
25.4 Устройство покрытий автомобильных дорог;
25.6 Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов;
29.7 Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных;
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость которых по одному договору не менее 60 000 000 рублей.
33.2.1. Транспортное строительство".
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Как следует из письменных пояснений заказчика, подрядчик может привлечь субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством допуском к производству работ, сертификатом, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида.
Из положений аукционной документации и проекта контракта прямо не усматривается кто будет выполнять работ - участник закупки, с которым заключается контракт лично, либо исполнителем будут привлечены субподрядные организации.
Следовательно, если участник закупки будет выполнять работы самостоятельно, то ему необходимо иметь свидетельство СРО о допуске к определенным видам работ, если с привлечением субподрядных организаций, то свидетельство СРО на работы по организации строительства.
Вместе с тем, частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:
- организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;
- осуществление строительного контроля;
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц.
Аналогичная позиция изложена в согласно письме Министерства регионального развития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08.
Следовательно, лицо, организующее строительство, выполняет весь комплекс работ по строительству.
В связи с вышеизложенным, лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получение свидетельства о допуске к определенным видам строительных работ. Свидетельство СРО о допуске к определенным видам строительных работ должно иметь лицо, привлеченное по договору субподряда для выполнения указанного вида работ.
Таким образом, заказчик, устанавливая безальтернативное требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки по определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также допуска на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624) одновременно, влечет к ограничению участников закупки.
Также антимонопольный орган отмечает, что в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует указание на требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком в пункте 20 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к определенным видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, а также свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству неправомерно и нарушает положения п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
По мнению антимонопольного органа, заказчик вправе установить следующие требования к участникам закупки:
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика и (или) к определенным видам работ
и/или
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика, а также возможность привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено следующее.
Пунктом 20 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации к участникам закупки установлены следующие обязательные требования, в том числе: "В соответствии Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" и Постановлением Правительства РФ N1185 от 14 ноября 2016 г. наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
В составе заявок на участие в аукционе электронной форме предоставляют: копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
<*>Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует указание на требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушено требование п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0316300134416000045) обоснованной.
2. Признать заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС (Я) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 января 2017 г. N 06-30/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2017