Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 28 ноября 2014 г.
Дата оглашения решения: 28 ноября 2014 года город Иваново
Дата изготовления решения: 03 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Сергеевой О.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Чиркуновой А.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
при участии представителей:
ОБУЗ "ГКБ N 8" (далее - Заказчик): Алексеевой Елены Геннадьевны (доверенность N б/н от 28.11.2014), Нефедовой Елены Сергеевны (доверенность N б/н от 28.11.2014);
в отсутствие представителей ООО "Эндосервис" (далее - Заявитель): о дате и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
21 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Эндосервис" на действия ОБУЗ "ГКБ N 8" при проведении запроса котировок на поставку оборудования и расходных материалов для эндоскопии (извещение N 0333300008314000021).
Заявитель считает, что в ходе проведения данной закупки Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО "Эндосервис": 1) в п. 2 извещения о проведении запроса котировок в нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком указано фирменное наименование медицинского оборудования, а именно: "Осветитель ксеноновый к эндоскопам типа ОКЭ-250 "ЭлеПС"; 2) в п. 4 извещения о проведении запроса котировок заявленные Заказчиком требования к лапароскопу соответствуют исключительно лапароскопу производителя ООО "НПФ "ЭлеПС"; 3) в п. 5, 6, и п. 11 (щипцы пулевочные) извещения о проведении запроса котировок Заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены только неизменяемые значения показателей товаров, без указания минимальных и (или) максимальных показателей, как требует действующее законодательство; 4) в п. 8 и п. 9 извещения Заказчиком установлено требование об адаптации товаров к приборам линии Unix, между тем, в извещении не указано к каким именно приборам (моделям) производства Unix требуется адаптация. Данное требование ведет к невозможности подачи заявки тем участникам закупки, которые заранее не обладают информацией, к каким именно приборам фирмы Unix нужна адаптация. Аналогичное нарушение допущено Заказчиком в п. 10 извещения, где не указано к каким аппаратам фирмы "ЭлеПс" в данном случае должен быть адаптирован товар; 5) в п. 7.2 проекта контракта Заказчиком установлено положение о применении антидемпинговых мер. Между тем, в соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок антидемпинговые меры не применяются.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следовало, что Заказчик с доводами жалобы не согласен, так как нарушений при проведении указанного запроса котировок допущено не было.
Во-первых, в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик указал в описании характеристик товаров требования к оборудованию и запасным частям, необходимым ОБУЗ "ГКБ N 8", в том числе сопоставимых с оборудованием (устройствами) имеющимся у Заказчика. Необходимо отметить, что характеристики закупаемых товаров напрямую влияют на качество проводимых врачами манипуляций, так как закупаемое оборудование и инструменты имеют свои специфические особенности.
Во-вторых, положения указанные п. 7.2. проекта контракта были указаны Заказчиком ввиду технической ошибки, данные положения не применяются Заказчиком при проведении данного запроса котировок.
Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
17.11.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0333300008314000021 о проведении запроса котировок на поставку оборудования и расходных материалов для эндоскопии.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе_ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в разделе 7 "Информация о проведении запроса котировок" содержатся сведения о наименовании, характеристиках и количестве закупаемых товаров.
При этом в п. 2 табличной части указанного раздела Заказчиком установлено требование к осветителю ксеноновому к эндоскопам типа ОКЭ-250 "ЭлеПС", однако, наименование данного осветителя не сопровождается словами "или эквивалент".
Согласно государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (http://old.roszdravnadzor.ru/registration/mi_reestr/search) осветитель ксеноновый к эндоскопам ОКЭ-250-"ЭлеПС" является зарегистрированным фирменным наименованием медицинского изделия организации-производителя ООО НПФ "ЭлеПС".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика не было представлено соответствующих доказательств того, что осветитель ксеноновый к эндоскопам ОКЭ-250-"ЭлеПС" закупается Заказчиком ввиду необходимости обеспечения взаимодействия данного осветителя с конкретным оборудованием, используемым ОБУЗ "ГКБ N 8" .
При указанных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что Заказчик, указав п. 2 табличной части раздела 7 "Информация о проведении запроса котировок" фирменное наименование осветителя ксенонового к эндоскопам ОКЭ-250-"ЭлеПС" производителя ООО НПФ "ЭлеПС" нарушил требования п. 1 ч. ст. 33 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
В п. 4 табличной части раздела 7 "Информация о проведении запроса котировок" Заказчиком установлены требования к лапароскопу со следующими техническими характеристиками:
Входной угол поля зрения, не менее__....... 60°
Диаметр рабочей части трубки_._......... 10 мм.
Длина рабочей части трубки, не менее. _318 мм.
Угол направления наблюдения __..__......30°.
Угол наклона светового разъема
от оси эндоскопа__________ __ 80°
Вес, не более.._______.__._ _.120 г.
Рабочий диапазон температур_.. от 10 до 40°С.
Гарантия не менее 12 месяцев
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что требования, указанные Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, соответствуют лапароскопу производителя ООО НПФ "ЭлеПС".
Исходя из положений ст. 33 Закона о контрактной системе государственный заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. В то же время устанавливаемые Заказчиком требования к характеристикам закупаемого товара не могут быть произвольными, а должны быть обусловлены наличием у заказчика соответствующей, доказанной потребности.
Заказчиком на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не были представлены доказательства того, что существует эквивалентный товар с такими же показателями, как указаны в извещении о проведении запроса котировок, а так же не подтверждена необходимость в закупке лапароскопа с техническими характеристиками, указанными в извещении.
Таким образом, ОБУЗ "ГКБ N 8" надлежащим образом не обосновало свою потребность в конкретном лапароскопе, технические характеристики которого установлены в п. 4 раздела 7 "Информация о проведении запроса котировок".
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что Заказчик при установлении требований к лапароскопу нарушил ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из толкования вышеуказанной нормы, Заказчик обязан установить характеристики закупаемого товара в виде максимальных и (или) минимальных значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае указания только конкретных показателей это должно быть обоснованно потребностью заказчика в закупаемом товаре с определёнными техническими характеристиками.
В п. 5, 6 и п. 11 табличной части раздела 7 "Информация о проведении запроса котировок" Заказчиком установлены требования к троакарам и щипцам пулевочным:
5 |
Троакар универсальный 10 мм. |
Корпус троакара металлический с краном для инсуфляции длина 35 мм, гладкая троакарная канюля, длина 110 мм, внутренний диаметр 10 мм, нержавеющая сталь. Гарантия не менее 12 месяцев |
шт |
2 |
6 |
Троакар универсальный 5 мм |
Троакар металлический, разборный, диаметр 5 мм, длина 93 мм Защита оптики от повреждения об клапан при проведении. Гарантия не менее 12 месяцев |
шт |
2 |
11 |
Щипцы пулевочные 5 мм |
Диаметр 5 мм. Длина изолированной части 291 мм,. Длина бранши-13 мм. Плоский поворотный барашек с 6 выступами. Рукоятка кольцами с кремальерой. Токопринимающий элемент длиной 17 мм, диаметр 3,5 мм. Все части заменяемы. - наличие Гарантия не менее 12 месяцев |
шт |
1 |
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что размеры данных медицинских изделий установлены Заказчиком, исходя из необходимости совместимости данных изделий с оборудованием, имеющимся в ОБУЗ "ГКБ N 8".
Между тем, документального подтверждения о наличии у Заказчика такого оборудования, для которого могут использоваться товары только размеров указанных в п. 5, 6 и п. 11 табличной части раздела 7 "Информация о проведении запроса котировок", представлено не было.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что указанием конкретных размеров закупаемых товаров Заказчик нарушил ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В п. 8 и п. 9 табличной части раздела 7 "Информация о проведении запроса котировок" Заказчиком установлено требование к кабелю высокочастотному биполярному, электропроводу - пинцету биполярному, при этом в документации указано, что данные товары должны быть адаптированы к приборной линии UNIX. Аналогично в п. 10 табличной части данного раздела Заказчиком установлено, что нейтральный электропровод с держателем должен быть адаптирован к аппаратам "ЭлеПс".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в данном случае участник закупки может поставить товары, адаптированные к любым моделям аппаратов указанных в извещении.
При данных обстоятельствах, довод Заявителя о невозможности поставки указанных товаров без информации, к какой модели конкретного оборудования требуется адаптация, является несостоятельным.
Пятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
В п. 7.2 проекта контракта Заказчиком установлено, что: "в случае предложения Подрядчиком в ходе аукциона цены Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в п. 7.1 Контракта, но не менее чем в размере аванса (если Контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Между тем, исходя из ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе положения ст. 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры) применяются только при проведении конкурса или аукциона.
Способом определения поставщика рассматриваемой закупки является запрос котировок.
Таким образом, положения п. 7.2 проекта контракта, установленные Заказчиком, нарушают требования ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки данной закупки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В силу ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 данного закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Таким образом, ч. 1 ст. 5 Законом о контрактной системе предусмотрен специальный порядок подачи заявок в форме электронного документа. Данный порядок предусматривает подачу заявки в форме электронного документа с использованием единой информационной системы. Иные способы подачи котировочных заявок в форме электронного документа, в том числе направление заявки на электронную почту заказчика Законом о контрактной системе не предусмотрены. Положения ст. 77 Закона о контрактной системе и предусмотренные данной нормой обязанности заказчика не могут применяться в отрыве и без учета ст. 5 Закона о контрактной системе. Подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе.
В настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, в связи с чем, подача котировочных заявок в форме электронных документов не допускается.
Между тем, в разделе 7 "Информация о проведении запроса котировок" (срок, место, форма и порядок подачи заявок участников закупки) Заказчиком установлено, что заявки принимаются в форме электронных документов по е-mail: gor_bol_8@mail.ru.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России установила, что Заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе установлена возможность подачи заявок на электронную почту Заказчика.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Эндосервис" на действия ОБУЗ "ГКБ N 8" при проведении запроса котировок на поставку оборудования и расходных материалов для эндоскопии (извещение N 0333300008314000021) обоснованной в части доводов Заявителя: 1, 2, 3, 5.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: на больничном Е.В. Волкова
_______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ А.К. Чиркунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 28 ноября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2014