Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 декабря 2014 г. N 07-24-15858/14
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (далее - Уполномоченный орган): Бичковой В.П. по доверенности,
в отсутствии представителей:
ООО "Шеф повар" (далее - Заявитель), извещенных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, извещенных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Шеф повар" (Заявитель) на действия Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детский сад N 23 "Золотой ключик" Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Заказчик), Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием "Оказание услуг по организации рационального горячего питания воспитанников муниципальных дошкольных учреждений Павлово-Посадского муниципального района Московской области на 2015 г.." (закупка N 0148300037914000310 (далее - Конкурс с ограниченным участием), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское областное УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса с ограниченным участием.
По мнению Заявителя, техническая часть документации по конкурсу с ограниченным участием Заказчиком, Уполномоченным органом размещена в формате "Joint Photographic Experts Group (jpeg)". Данный формат файлов не допускает совершать поиск и копирование произвольного фрагмента текста.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении конкурса с ограниченным участием, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно требованиям части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно требованиям части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям пункта 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети интернет для размещения информации и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом Минэкономразвития N 646 и Федерального казначейства N 21 от 14.12.2010 г., (далее - Положения) предусматривается доступность для круглосуточного ознакомления без взимания платы и иных ограничений с документами, размещаемыми на официальном сайте в сфере закупок.
Запрещается не общераспространенные и не открытые форматы размещения документов, не допускается зашифровывание или иная защита иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Согласно требованиям пункта 3 Положения, информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) размещен проект Регламента размещения заказа на общероссийском официальном сайте (ООС), согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов.
Заявителем не представлено доказательств того, что документации по конкурсу с ограниченным участием размещена в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, со стороны Заказчика отсутствуют нарушения части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении на официальном сайте в сети Интернет документации по конкурсу с ограниченным участием с ограничениями доступа к ознакомлению в части поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя. Следовательно, довод жалобы несостоятельный.
2. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием регламентированы положениями статьи 56 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1089). Согласно Постановлению N 1089 к дополнительным требованиям относятся:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в Перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе и Постановления N 1089 в информационной карте документации по конкурсу с ограниченным участием содержится пункт 16, которым установлены дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, а именно: наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг согласно меню в учреждениях социальной сферы, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом учитывается стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляющая не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, оборудования и других материальных ресурсов, в объеме, установленном в Приложении N2 к информационной карте конкурсной документации, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Пунктом 2 Приложения N 1 определено, что для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии и величины их значимости:
1) цена контракта - 60%;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%.
Порядок оценки заявок участников закупки разработан и утвержден заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения 1 "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" документации по Конкурсу с ограниченным участием установлено, что оценка по критерию "Квалификация участников закупки" проводится по следующим показателям:
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки;
- опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- квалифицированный персонал (повар) имеющий опыт организации горячего питания не ниже 4 разряда.
Пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 также установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Заказчик, Уполномоченный орган в документации по конкурсу с ограниченным участием установил следующий критерий оценки, а именно:
"Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Таким образом, установление Заказчиком, Уполномоченным органом в документации по конкурсу с ограниченным участием критерий оценки: Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, пункт 30 Постановления N 1085 и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона о контрактной системе. В числе требований к участникам закупки отсутствует требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с пунктом 15 информационной карте документации по конкурсу с ограниченным участием "Единые требования к участникам закупки" в числе требований к участникам конкурса с ограниченным участием установлено требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа в части установления требования в документации по конкурсу с ограниченным участием к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать контракт противоречат требованиям статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Шеф повар" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела от 09.12.2014 N 07-24-15858/14 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 декабря 2014 г. N 07-24-15858/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2014