Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 декабря 2014 г. N 03-10.1/648-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СЕЛЬХОЗОМСКПРОДУКТ" (далее - Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Омска" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка фруктов и овощей" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100006714000055) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13713 от 10.12.2014), в которой указано, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при установлении в документации об аукционе неправомерных требований к поставляемым товарам.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-12444 от 11.12.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 13921 от 15.12.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 03.12.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1100009,50 руб.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.12.2014 указано, что поступило пять заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Извещение о проведении электронного аукциона было размещено Заказчиком на официальном сайте 03.12.2014.
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 10.12.2014 в 12:00 час. (седьмой день со дня размещения извещения).
Комиссия отмечает, что сроки размещения извещения должны исчисляться исключительно от даты окончания срока подачи заявок вне зависимости от того, когда в организации установлено начало или окончание рабочего дня.
Таким образом, Заказчик необоснованно сократил срок подачи заявок в нарушение вышеуказанной нормы, о чем обоснованно указано в жалобе Заявителя.
3.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из указанных норм, Приложением N 1 "Наименование, характеристики и количество поставляемого товара (техническое задание)" к документации об аукционе установлены характеристики поставляемого товара, в частности:
N п/п |
Код ОКПД |
Наименование |
Характеристика товара, форма выпуска |
Ед. изм. |
Кол-во |
6 |
01.11.21.128 |
Картофель |
ГОСТ Р 51808-2001, Россия, Импорт, свежий , урожай 2011 г.; сетка от 5 кг до 35 кг. Прием товара осуществляется с 8.00 до 15.00 часов (время местное). |
кг |
5000 |
7 |
01.12.11.113 |
Свекла |
ГОСТ 51811-2001, Россия, столовая, урожая 2011 г, сетка от 1 кг до 20 кг. Прием товара осуществляется с 8.00 до 15.00 часов (время местное). |
кг |
500 |
8 |
01.12.11.111 |
Морковь |
ГОСТ 51782-2001, Россия, столовая, урожая 2011 г.; сетка от 1 кг до 20 кг. Прием товара осуществляется с 8.00 до 15.00 часов (время местное). |
кг |
1000 |
9 |
01.12.13.114 |
Капуста белокач. |
ГОСТ Р 51809-2001, Россия, белокочанная свежая, урожая 2011 г.; сетка от 1 кг до 25 кг. Прием товара осуществляется с 8.00 до 15.00 часов (время местное). |
кг |
2000 |
Кроме того, установлено следующее требование к поставляемым товарам: "остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть не менее 80 % от срока, заявленного производителем (изготовителем)".
В жалобе Заявителя указано следующее:
"Считаем, что требовать к поставке в течение 2014 и 2015 гг. овощи, выращенные в 2011 г. является нецелесообразным.
Противоречивая информация нарушает права участника размещения заказа".
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя и пояснил, что данное требование было установлено в документации об аукционе ошибочно.
Комиссия считает, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе и признает жалобу обоснованной.
3.3. Частью 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В нарушение указанной нормы, проект договора не содержит данного условия.
3.4. В силу частей 4-8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проект государственного контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в виде уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Вместе с тем, пункт 6 "Ответственность сторон" проекта договора содержит условия об исчислении пеней и штрафов, не соответствующие указанным нормативным правовым актам.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СЕЛЬХОЗОМСКПРОДУКТ" на действия Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Омска" при осуществлении закупки "Поставка фруктов и овощей" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352100006714000055).
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Омска" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 и частей 5-8 статьи 34, части 2 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному специального учебно-воспитательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа г. Омска", оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П.Шмакова
А.Н Шевченко
А.В.Вормсбехер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 декабря 2014 г. N 03-10.1/648-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2014