Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 января 2017 г. N 40-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- заказчика в лице ГБУЗ СО "Демидовская городская больница" - Куваева И.А. (доверенность б/н от 18.01.2017 г), Головина В.Ю. (доверенность Nб/н от 18.01.2017 г.),
- уполномоченного органа в лице Департамент государственных закупок Свердловской области в лице Плечевой А.В. (доверенность б/н от 09.01.2017 г.),
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Линкор" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "Линкор" (620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 101, оф. 1235) на действия заказчика в лице ГБУЗ СО "Демидовская городская больница" (622034, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Горошникова, 37), уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания объединенной женской консультации ГБУЗ СО "Демидовская ГБ" (здание женской консультации, назначение: нежилое, литер А), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Новострой, д. 27/пр. Мира, д.61 (извещение N0162200011816002374), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Линкор" (вх. N 01-551 от 13.01.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "Демидовская городская больница", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания объединенной женской консультации ГБУЗ СО "Демидовская ГБ" (здание женской консультации, назначение: нежилое, литер А), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Новострой, д. 27/пр. Мира, д.61 (извещение N0162200011816002374) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Линкор" указал, что аукционная документация утверждена заказчиком с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 декабря 2016 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0162200011816002374и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 403 446 ,02 рублей.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 13.3 информационной карты аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" указано, что инструкция по заполнению первой части заявки приложена отдельным файлом "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе".
Согласно инструкции по заполнению заявки, заказчик установил следующие требования при заполнении первой части заявки. Сведения, которые должны быть указаны обязательно:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе;
2) Конкретные показатели (характеристики) товара.
Представляемые участником закупки характеристики товаров должны соответствовать характеристикам, указанным в Приложении N 1 к техническому заданию. Участник закупки должен предложить конкретные показатели с учётом значений, содержащихся в документах, которые регламентируют требования к качеству поставляемого товара данного вида (ГОСТ, СНиП и т.п.), если такое требование имеется в Приложении N 1 к Техническому заданию, и с учетом ограничений, установленных Заказчиком. Требования к упаковке и маркировке товаров, определенные в государственных стандартах для участников закупки являются обязательными. Характеристики используемого товара должны быть указаны четко и трактоваться однозначно. При описании характеристик не допускается применение слов "должен", "должен быть", "может быть", "эквивалент", "менее", "более" и т.п. слов, которые не позволяют однозначно трактовать такие характеристики (за исключением случаев, если в паспорте производителя характеристики товара, указываются с применением слов "не более", "не менее", "плюс/минус", в диапазонных значениях). Характеристики (показатели) товаров указанные в со словом "до" включают крайние значения соответствующих показателей; Сопровождаемые словами "не ниже", "не выше", "лучше", и т.п. характеристики классов, сортов и т.д., относятся к качественным свойствам товара, а не к цифровому обозначению класса, например, классы воспламеняемости В1 и В2 по своим потребительским свойствам выше В3, следовательно класс В4 в ответ на "класс не ниже В3" не будет удовлетворять требованиям документации. Знак "-" разделяет минимальное и максимальное значение характеристики, к примеру, в отношении товара "Раковина" характеристика "I-III сорта": где I - минимальное значение, III - максимальное значение, участник может выбрать сорт I, II или III, либо высота 550-600 мм, участник вправе указать любое значение в рамках заданного диапазона.
Слова "до", "менее", "более" и т.п., стоящие перед показателями размеров, относятся ко всем величинам.
Изменение участниками закупки десятичных множителей, приставок и обозначения приставок для образования кратных и дольных единиц физических величин при указании конкретных показателей допускается с учетом положений Приложения N 5 к Постановлению Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", например, если в Приложении N 1 используется единица измерения грамм: "масса не более 2000 г." участник может указать "масса 2 кг" и т.п.
3) наименование страны происхождения товараили наименование производителя товара.
Сведения, которые указываются при наличии:
товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы.
Таким образом, положением инструкции не установлено, как трактовать знак "/" , как пояснил на комиссии представитель заказчика с их стороны 12.01.2016 г. были даны разъяснения о толковании символа "/", а именно, читать "/" следует как символ, разделяющий значения, не предполагающий альтернативности выбора режимов участниками торгов. Исходя из того, что ни положением инструкции, ни ответом на запрос заказчиком не дано исчерпывающее пояснение символа "/" имеющего при заполнении заявки значения, данные действия могут ввести потенциальных участников электронного аукциона в заблуждение. По знаку "," как пояснил заказчик запросов на разъяснение не поступало, кроме того данный знак по правилам русского языка трактуется как перечисление.
Вместе с тем, поскольку процедура рассмотрения заявок не проводилась на данный момент у Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области отсутствует информация, свидетельствующая о нарушении законных прав и интересов участников данного аукциона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами,разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Часть 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Частью 2 (описание объекта закупки) документации об аукционе предусмотрено требование к работам, а также приложение с перечнем материалов, используемых для выполнения работ.
Данным перечнем заказчик установил требования к функциональным (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара, в том числе:
N |
Наименование |
Технические характеристики |
15 |
Манометр показывающий с трехходовым краном и штуцером |
Назначение: измерение избыточного и вакуумметрического давления неагрессивных, некристаллизующихся по отношению к медным сплавам жидкостей, пара и газа, в том числе кислорода, ацетилена. Диаметр корпуса: 160 мм Диапазон показаний, не уже, чем от 0 до 1,6 Степень защиты корпуса не ниже IP40 Резьба штуцера: М20х1,5 |
16 |
Напорный накопительный водонагреватель |
Высота, мм 1600-1800 Ширина, мм не более 750 Глубина, мм не более 950 Объем, л не менее 550 Мощность, кВт, при 220 В не менее 3 Мощность, кВт, при 380 В Не ниже 7 Вес, кг не превышает 160,0 Мощность, кВт не менее 7 t max, °C Не ниже +82 Тип водонагревателя накопительный Тип нагревательного элемента медные тэны Способ нагрева электрический Способ монтажа вертикальный Способ подачи воды напорный |
42 |
Плитка керамическая для внутренней облицовки полов общественных зданий |
Плитки керамические глазурованные Номинальные размеры (ШхД): не более 200 х 300 мм Толщина: 5-8 мм Боковые грани плиток должны быть без завалов Лицевая поверхность должна быть рельефная Общее число допустимых дефектов на одной плитке не должно быть более трех Цвет: белая или цветная Характеристики: Отклонения от номинальных размеров плиток не должны быть в мм, более: по длине, ширине и толщине _ 1,5 Косоугольность, мм, не более: 1,5 Водопоглощение, % 3-5 Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 15 Должна быть изготовлена в соответствии с ГОСТ 6787-2001 Степень износостойкости: 1-4 |
43 |
Бетон |
Назначение: для устройства фундаментных балок Наибольшая крупность заполнителя: не менее 10 не более 30 мм Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2012 Класс бетона: не ниже В 15 (М200) В качестве заполнителя щебень из гравия марки не ниже 300 Подвижность бетона: П3- П4 Содержание зерен слабых пород : не более 20 % по массе Бетон может быть бездобавочный или с пластифицирующими добавками |
52 |
Бетон |
Должен соответствовать ГОСТ 26633-2012 Класс по прочности на сжатие не ниже В 12,5. Требуемая марка по водонепроницаемости не выше W4; марка по морозостойкости F75. Бетон должен быть тяжелый. Крупность заполнителя, мм 20-40 |
55 |
Уголок стальной горячекатаный равнополочный |
Ширина полки: не менее 75 мм Предельные отклонения по толщине полки: не более +0,2 не более - 0,7 мм Уголок должен соответствовать ГОСТ 8509-93 Толщина полки: не менее 5 не более 9 мм Радиус внутреннего закругления: не менее 9 мм Радиус закругления полок: не менее 3 мм Точность прокатки: А или В |
63 |
Насос циркуляционный |
Циркуляционный насос Wilo-Star-RS 25/4 или аналог Циркуляционный насос требуется с мокрым ротором Star RS (или аналог) и резьбовым соединением. Желательно иметь три предварительно задаваемые ступени частоты вращения для регулирования мощности. Планируется к применению в системах водяного отопления или в системах водяных теплых половзданий и сооружений.мокрый ротор должен обеспечивать защиту двигателя от перегрева. |
72 |
Сталь листовая оцинкованная |
Должна соответствовать ГОСТ 14918-80 Марка стали 08кп или 08пс или Ст1 или Ст4пс, группа прочности - ОК300В, толщина покрытия, мкм не менее 18, класс толщины покрытия не ниже 2. Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с одной стороны, г: не более 400. Из углеродистой холоднокатаной рулонной стали с качеством поверхности по ГОСТ 16523-97 |
73 |
Приточная вентиляционная установка, VS-10-R-H/S-T |
Приточно-Вытяжная установка VS-10-R-H/S-Т или аналог Приток не менее 600 m3/h Располагаемый напор не менее 250 Pa Вытяжка не менее 600 m3/h Располагаемый напор не менее 250 Pa |
По позиции 15 "Манометр показывающий с трехходовым краном и штуцером" установлена техническая характеристика - диапазон показаний, не уже, чем от 0 до 1,6.
Как пояснил представитель заказчика на комиссии, требование установлено к диапазону показаний, но не к диапазону измерений, в связи с чем, устанавливать единицу измерения не было необходимости.
По позиции 16 "Напорный накопительный водонагреватель" установлена техническая характеристика - вес, кг не превышает 160,0. В жалобе заявитель указывает, что нельзя установить, что под собой подразумевает данная характеристика. На комиссии заказчик пояснил, что по данному пункту запросов на разъяснения не подавались, ни инструкцией, ни Законом о контрактной системе не ограничено право участника указывать значение конкретных показателей в виде диапазонной, либо абсолютной величины.
По позиции 42 "Плитка керамическая для внутренней облицовки полов общественных зданий" заказчиком установлено: Толщина: 5-8 мм. Должна быть изготовлена в соответствии с ГОСТ 6787-2001. Вместе с тем, согласно ГОСТ 6787-2001 таблице 1 толщина указано, что толщина устанавливает предприятие - изготовитель, но не менее 7,5. Таким образом, заказчик, устанавливая размер толщины 5-8 мм, вводит в заблуждение участников электронного аукциона, так как минимальный размер согласно ГОСТу 6787-2001 будет 7,5.
По позиции 43 "Бетон" заказчиком установлено: ГОСТ 26633-2012, Содержание зерен слабых пород: не более 20 % по массе Бетон может быть бездобавочный или с пластифицирующими добавками. Вместе с тем, в позиции 43 отражены показатели не установленные ГОСТом 26633-2012. Содержание зерен слабых пород регламентируется только для бетона используемого для гидротехнических сооружений.
По позиции 52, 57 "Бетон" заказчиком установлено: Крупность заполнителя, мм 20-40.
Согласно таблице 3 (Рекомендуемое содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона) установленной в ГОСТе 26633-2012 отражены показатели: наибольшая крупность заполнителя мм, содержание фракций в крупном заполнителе, % массы. Показатель крупность заполнителя в ГОСТе 26633-2012 отсутствует, кроме того согласно показателю содержание фракций в крупном заполнителе, % массы она установлена как св.20 до 40 мм. Таким образом, показатели установленные по позиции 52, 57 противоречат ГОСТу 26633-2012.
По позиции 63 "Насос циркуляционный" заказчиком установлено Циркуляционный насос Wilo-Star-RS 25/4 или аналог. Слово "аналог" является синонимом слова "эквивалент". Таким образом, в данной части комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области нарушений не усматривает.
По позиции 72 "Сталь листовая оцинкованная" установлено Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с одной стороны, г: не более 400 ссылка на ГОСТ 16523-97. Вместе с тем, ГОСТ 16523-97 устанавливает только такой показатель как "масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон. Таким образом, требования по позиции 72 установлены в нарушении ГОСТа 16523-97.
По позиции 73 "Приточная вентиляционная установка, VS-10-R-H/S-T", как пояснил заказчик, в составе рабочей документации имеется ссылка на товарный знак VTS "спецификация оборудования, изделий и материалов", под которым выпускается приточно-вытяжная установка.
Таким образом, установление в техническом задании характеристик, которые противоречат ГОСТам, стандартам является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Данные нарушения были допущены по пунктам 42, 43, 52, 72, 35, 52, 61,86 технического задания.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Линкор" признать обоснованной в части.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "Демидовская городская больница" признать нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях комиссии заказчика в лице Департамента государственных закупок нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице ГБУЗ СО "Демидовская городская больница", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 января 2017 г. N 40-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2017