Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2014 г. N 1376-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев представленные ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России" документы о проведении электронного аукциона на поставку ГСМ (топливо дизельное зимнее, неэтилированный автомобильный бензин марки "Регуляр-92") по электронным картам через АЗС для нужд санатория (изв. N 0369100010914000150) и признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России" (далее - заказчик) в сентябре 2014 года проводило электронный аукцион на поставку ГСМ (топливо дизельное зимнее, неэтилированный автомобильный бензин марки "Регуляр-92") по электронным картам через АЗС для нужд санатория (изв. N 0369100010914000150) (далее - закупка).
В соответствии со статьей 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.09.2014.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.10.2014 на участие в закупке поступило 3 заявки. Все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе, а участники допущены до дальнейшего участия в закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.10.2014 года закупка признана не состоявшейся на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку одна вторая часть заявки признана соответствующей требованиям документации о закупке.
Заказчик представил на рассмотрение Комиссии документы и информацию для получения согласования возможности заключения контракта на поставку ГСМ (топливо дизельное зимнее, неэтилированный автомобильный бензин марки "Регуляр-92") по электронным картам через АЗС для нужд санатория с единственным поставщиком - ООО "Алдис".
На рассмотрение Комиссии представлены следующие документы и информация:
- извещение об осуществлении закупки;
- документация об электронном аукционе (далее - документация о закупке);
- I и II части заявки участников закупки;
- протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.10.2014;
- протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.10.2014 года;
- протокол проведения электронного аукциона от 13.10.2014 года;
- письмо ООО "Алдис" о согласии заключить контракт на поставку ГСМ (топливо дизельное зимнее, неэтилированный автомобильный бензин марки "Регуляр-92") по электронным картам через АЗС по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные государственным заказчиком документы, приходит к следующим выводам,
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта.
Заказчик при описании объекта закупкке как в извещении об осуществлении закупки, так и в документации о закупки использует наименование марки "Регуляр-92". Однако данное понятие техническими регламентами не закреплены. Такая терминология использована в ГОСТ Р 51105-97.
Вместе с тем, требования к качеству и безопасности закупаемой продукции регламентируются Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118, а также Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - технические регламенты).
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Тогда как согласно пункту 1 Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, которые в соответствии со статьей 12 Закона о техническом регулировании имеют добровольный характер применения.
Следовательно, хозяйствующие субъекты обязаны при осуществлении своей деятельности руководствоваться только требованиями указанного Технического регламента, тогда как применение ГОСТов носит добровольный характер.
Таким образом, указание в описании объекта закупки на необходимость поставки бензина "Регуляр-92" не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 9 информационной карты местом поставки товара является АЗС "Поставщика".
Вместе с тем, указание на требование о наличии у участника собственных автозаправочных станций ограничивает число участников, имеющих возможность поставить товар не через принадлежащий ему АЗС, что также запрещено частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом данные требования должны носить четкий и прозрачный характер.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит однозначного и исчерпывающего перечня документов, которые участник должен представить в составе второй части заявки.
Так, например, подпункт 2.3. пункта 19 информационной карты не конкретизирует: какие именно копии документов, подтверждающие соответствие товара, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо предоставить в составе второй части заявки.
Вместе с тем, отсутствие четких и однозначных требований заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в составе заявки, не позволит участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Документация о закупке также не указывает на конкретные и однозначные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований в документации о закупке продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Так, например, документация о закупке (подпункт 1 пункта 17.1 информационной карты) не конкретизирует требование к участникам по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а фактически цитирует указанное положение законодательства о контрактной системе без привязки к объекту закупки.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не устанавливает специальных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставку ГСМ. Следовательно, требование о соответствие участника требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, установлено в подпункте 1 пункта 17.1 информационной карты безосновательно.
4. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как следует из части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом пункты 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе указывают, что такая ответственность предусматривается в виде уплаты неустойки (штрафов, пени).
В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен быть предусмотрен размер штрафа, как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), который начисляется за ненадлежащее исполнение заказчиком (поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление Правительства).
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок также предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Однако заказчик в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе наряду с ответственностью, предусмотренной законодательством о контрактной системе предусмотрел дополнительную ответственность в виде уплаты неустойки в размере 10% от цены контракта за недопоставку и не поставку товара, что не соответсвует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, заказчик в нарушение указаных положений не предусмотрел в проекте контракта срок и порядок оформления результатов приемки товара.
Однако, отсутствие в проекте контракта указанной информации может привести к заключению контракта, не соответствующего положениям законодательства о контрактной системе, а также к возникновению споров в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России" в согласовании заключения контракта по итогам проведения закупки на поставку ГСМ (топливо дизельное зимнее, неэтилированный автомобильный бензин марки "Регуляр-92") по электронным картам через АЗС для нужд санатория (изв. N 0369100010914000150) с единственным поставщиком - ООО "Алдис".
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66, частей 7, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены комиссии: В.А. Ливончик
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2014 г. N 1376-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2014