Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 31 октября 2014 г. N 05-05-06/179-14
Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующего Комиссии: Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Дамба-Хуурак Ч.О. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности N "_" от "_"года;
от заказчика - Муниципальных образований Республики Тыва:
от Администрация муниципального района "Кызылский кожуун Республики Тыва"
- "_", действующая на основании доверенности от "_" года;
от Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва
- "_", действующий на основании доверенности N "_" от "_" года;
- "_", действующий на основании доверенности от "_" года;
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей подателя жалобы - ООО "Финансовый и организационный консалтинг" (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя подателя жалобы (вх. N 5943 от 24.10.2014 года) и муниципальных заказчиков:
- Администрация муниципального района "Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заказчика (вх. N 5965 от 27.10.2014 года);
- Администрация Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заказчика (вх. N 5973 от 28.10.2014 года);
- Администрация муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" (вх. N 6032 от 29.10.2014 года);
В отсутствии надлежащим образом извещенных представителей муниципальных заказчиков: Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва, Администрация Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва", Администрация Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Тес-Хемский кожуун Республики Тыва", Администрация муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва", Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва, Администрация Эрзинского кожууна Республики Тыва, Администрация Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва", Администрация Овюрского кожууна Республики Тыва.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв в связи с необходимостью получения дополнительной информации с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва до 17 часов 00 минут 28.10.2014 года.
рассмотрев жалобу (вх. N 5871 от 21.10.2014 года) Общества с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" (далее - ООО "ФОК") (111024, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 5, стр. 3) на положение конкурсной документации открытого конкурса N 0112200000814002949 на разработку проектов схем территориального планирования муниципальных образований Республики Тыва (совместные торги) и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок неправомерно установлено требование к участникам конкурса о наличии лицензии на осуществление картографической деятельности. В обоснование своих доводов ООО "ФОК" указывает, что в п. 25 Информационной карты указаны требования, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки. В требованиях указано наличие лицензии на осуществление картографической деятельности (в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ). Заявитель полагает, что Заказчик тем самым ограничил конкуренцию между участниками размещения заказа. В соответствии с техническим заданием, основная часть проекта СТП района (Положение о территориальном планировании) включает в себя: текстовую часть; графическую часть (карты). Согласно п. 1 и п. 3 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации является документом территориального планирования субъектов Российской Федерации, который содержит положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. Учитывая нормы градостроительного законодательства, а также требования к составу и содержанию работ, установленных техническим заданием, выполнение проекта по разработке "Схемы территориального планирования муниципальных образований Республики Тыва" не относится к созданию и ведению географической информационной системы (далее - ГИС) федерального и регионального назначения и не является работой по проектированию, составлению и ведению общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебным картографическим пособием. В соответствии со Стандартом отрасли "Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности, термины и определения" ОСТ 68-14-99, утвержденным Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 26 января 2000 г. N 10-пр, географическая информационная система - это автоматизированная система, предназначенная для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных, решения информационных и расчетных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации о земле. Иными словами, ГИС является программным продуктом, использующим картографическую информацию. Создание такой картографической информации и является целью и предметом данного муниципального заказа, а создание и ведение ГИС не входит в предмет данного открытого конкурса. Таким образом, карты, являющиеся составной частью документов территориального планирования, не являются общегеографическими, политико-административными, научно- справочными и другими тематическими картами и атласами межотраслевого назначения, учебными картографическими пособиями. На основании вышеизложенного, податель жалобы просит признать действия заказчика неправомерными в части установления в п. 25 Информационной карты требований о наличии лицензии на осуществление картографической деятельности и обязать заказчика провести всю конкурсную документацию в соответствие с требованиями действующего законодательства путем внесения в них соответствующих изменений.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и пояснили, что требование о наличии лицензии на картографическую деятельность соответствует законодательству. В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) подлежат лицензированию. Согласно пункта 2 Перечня геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), включенных в состав лицензируемого вида деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 N 1016 "О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)", создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг имеют общегосударственное, межотраслевое значение. В пункте 2.3. позиции 11 Технических заданий Конкурсной документации указано "Создание графических карт, составление планово-опорных картографических материалов в составе материалов по обоснованию проекта СТП района". Кроме того, согласно пункта 10 вышеуказанного перечня обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований также имеет общегосударственное, межотраслевое значение. В данном случае заказ картографических материалов предполагает дальнейшую возможность изменения границ муниципальных образований. В пункте 2.1 позиции 15 Технического задания Конкурсной документации указано, что "_ могут отображаться предложения по изменению границ поселений, входящих в состав муниципального района, а также границы населенных пунктов, входящих в состав поселений _". В связи с чем, требование о наличии лицензии на осуществление картографической деятельности необходимо.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц участвующих в рассмотрении и проведя внеплановую документарную проверку открытого конкурса N 0112200000814002949, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.10.2014 года размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0112200000814002949 на разработку проектов схем территориального планирования муниципальных образований Республики Тыва (совместные торги). Заказчики - Муниципальные образования Республики Тыва: Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва, Администрация Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва", Администрация Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация Тере-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Тес-Хемский кожуун Республики Тыва", Администрация Каа-Хемского района Республики Тыва, Администрация муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва", Администрация муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва", Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва, Администрация Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, Администрация Эрзинского кожууна Республики Тыва, Администрация Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва", Администрация муниципального района "Кызылский кожуун Республики Тыва", Администрация Овюрского кожууна Республики Тыва, Администрация муниципального района "Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва". Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 40 800 000,00 рублей.
Конкурсная документация на право заключение муниципальных контрактов на разработку проектов схем территориального планирования муниципальных образований Республики Тыва (совместные торги), утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N1808 от 17.09.2014 года.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулирует Закон о контрактной системе, в котором, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что конкретными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен перечень единых требований к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном в Законе о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного закона.
В пункте 25 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" тома II "Конкурсная документация: техническая часть" Конкурсной документации на право заключения муниципальных контрактов установлено, в том числе, требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление картографической деятельности (в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ).
Предметом процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемой заявителем, является разработка проектов схем территориального планирования муниципальных образований Республики Тыва (совместные торги).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений;
- генеральные планы городских округов.
Согласно части 1 статьи 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов)
Часть 3 статьи 19 ГрК РФ предусматривает, что на указанных в части 1 статьи 19 ГрК РФ картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:
а) электро- и газоснабжение поселений;
б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
в) образование;
г) здравоохранение;
д) физическая культура и массовый спорт;
е) утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов;
ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;
3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя:
- геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;
- геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.
В связи с чем, согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" выполняемые геодезические и картографические работы при разработке проектов схем территориального планирования муниципальных образований относятся к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения, включающие в себя создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Таким образом, геодезические и картографические работы, выполняемые при подготовке схем территориального планирования, не подлежат лицензированию.
Аналогичные выводы указаны в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, направленном на запрос Тывинского УФАС России от 27.10.2014 года за исх. N 5-3289.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления требования к участникам открытого конкурса N 0112200000814002949 о предоставлении лицензии на осуществление картографической деятельности не предусмотренной федеральным законодательством для оказания услуг являющихся предметом торгов.
3. Выдать уполномоченному органу и конкурсной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
Ч.О. Дамба-Хуурак
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 31 октября 2014 г. N 05-05-06/179-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2014