Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника
отдела контроля в сфере закупок;
Романовой К.Е. - ведущего специалиста- эксперта
отдела контроля в сфере закупок
Мироновой Н.Л. - специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере
закупок;
при участии:
- Савенкова А.В. - представителя уполномоченного органа - Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности;
- Басовой О.С., Бездомниковой Е.В. - представителей заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница", по доверенностям;
- Поликуна А.Д. - представителя ООО "Экрос", по доверенности,
рассмотрев дело N 353/З-2014, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Государственным казенным учреждением здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница" законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000114005671 "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции объектов ГКУЗ КО КОКПБ", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г.,
установила:
27.10.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "Экрос" (вх. N 8430 от 27.10.2014 г.) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница" при проведении электронного аукциона N 0139200000114005671 "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции объектов ГКУЗ КО КОКПБ".
По мнению заявителя, в пункте 12 информационной карты электронного аукциона содержатся излишние требования к участникам размещения заказа, а именно: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, что является нарушением ФЗ N 44 - ФЗ. Услуги по профилактической дизинфектологии заявитель не относит к медицинской деятельности, считает излишним требование наличия лицензии в сфере медицинской деятельности.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшемся 31.10.2014 г., представителями уполномоченного органа и заказчика были представлены возражения, согласно которым оказание услуг по дезинфектологии рассматривается ими как осуществляемой при проведении профилактических и санитарно-противоэпидемические мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции,дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг, являются дезинфекционной деятельностью.
Понятие дезинфектология указано в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 и применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе "дезинфектология" является обязательным.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кемеровской области было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000114005671 "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции объектов ГКУЗ КО КОКПБ".
Документация об электронном аукционе N N 0139200000114005671 "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции объектов ГКУЗ КО КОКПБ" утверждена заказчиком - главным врачом В.А. Сорокиной.
Согласно требованиям части 1 статьи 24 ФЗ N 44 - ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 59 ФЗ N 44 - ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 64 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 12 информационной карты установлена необходимость наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии:
В соответствии с пунктом 1.2 раздела I, абзаца 6 раздела V постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 "О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство хранение,транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств,оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции,дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг, являются дезинфекционной деятельностью.
Дезинфектология - это отрасль науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
Дезинфекционная деятельность - деятельность, связанная с разработкой,испытанием, производством, хранением, транспортировкой, реализацией,применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контролем за их эффективностью и безопасным применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который входят работы по дезинфектологии.
Согласно требованиям пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" к медицинской деятельности относятся работы (услуги) при санитарно-противоэпедимических (профилактических) мероприятиях в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.04.2013 г. N 16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291), применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323 - ФЗ) медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановления здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Под медицинскими услугами - понимается вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний.
Кроме того, частью 6 статьи 2 ФЗ N 323 - ФЗ установлено, что профилактика это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Таким образом, деятельность по оказанию медицинской помощи и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является медицинской деятельностью.
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Минздрава России от 13.05.2014 г. N 24-1-2036856 "О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии" в случае, если данная услуга оказывается не в рамках оказания медицинской помощи" Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст (далее - ОКВЭД), вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), не является лицензируемым видом деятельности.
Однако, в соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как профилактика инфекционных заболеваний.
Федеральным законом N 323-ФЗ, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере здравоохранения), даны определения основных понятий, а именно.
Охрана здоровья граждан - система мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемой.
Согласно требованиям пунктов 1.1. и 2.1.2 проекта государственного контракта оказание услуг осуществляется в медицинском учреждении - ГКУЗ КО КОКПБ, указанными пунктами предусматриваются мероприятия по дератизации, дезинсекции, проводимые в медицинском учреждении.
С учетом изложенного доводы заявителя, указывающие на то, что в пункте 12 информационной карты электронного аукциона содержатся излишние требования к участникам размещения заказа, а именно: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экрос" на действия заказчика - Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница" при проведении электронного аукциона N 0139200000114005671 "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции объектов ГКУЗ КО КОКПБ" необоснованной.
2. Производство по делу N 353/З-2014 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии Д.А. Лыжин
К.Е. Романова
Н.Л. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 31 октября 2014 г. N 353/З-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2014