Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17 октября 2014 г. N 11498/03-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 11498/03-2014, возбужденное по жалобе <_> (далее - заявитель) на действия заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (уполномоченный орган - Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска) при проведении электронного аукциона N 0368300000114000930 на выполнение работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов в городе Ульяновске (начальная (максимальная) цена контракта - 28 299 426,74 руб., дата окончания срока подачи заявок - 15.09.2014 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 482/ог от 10.10.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба <_> на действия заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Заявитель жалобы считает, что в документации об электронном аукционе необоснованно отсутствует требование о необходимости предоставления в составе заявки допуска СРО по п. 12.10. "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" Приказа Минрегиона N 624, что не соответствует требованием пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
<_> указывает, что в составе аукционной документации отсутствует проектная документация в полном объеме, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что включение в объект закупки работ, связанных с ремонтом кровли 26 домов ограничивает конкуренцию, поскольку на выполнение части работ на объектах, подлежащих ремонту, требуется лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также свидетельство о допуске СРО. Данное обстоятельство противоречит части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также <_> считает, что заказчиком нарушена часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в части установления сроков приема заявок на участие в электронном аукционе после внесения изменений в документацию, а именно время приема заявок должно быть установлено не ранее 24:00 в связи с проведением участниками закупки банковских операций по переводу денежных средств в качестве обеспечения заявки, связанных с режимом работы финансовых организаций.
На заседание Комиссии 16.10.2014 г. <_> не явился (доказательство надлежащего извещения - отправка уведомления по электронной почте 14.10.2014 г. в 16:01).
Представители заказчика на заседании Комиссии 16.09.2014 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, пояснив, что при формировании аукционной документации были установлены все необходимые требования к участникам закупки. Требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений было включено в документацию на основании предписания антимонопольного органа. Требование к участникам закупки о допуске СРО по п. 12.10. "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" Приказа Минрегиона N 624 не было установлено в документации, поскольку работы по теплоизоляции не включены в объект закупки в связи с наличием изоляции на объектах, подлежащих ремонту. Указание в сметной документации работ, связанных с утеплением покрытий, связано с потребностью частичного восстановления уже существующей теплоизоляции после демонтажа старой кровли.
Заказчик указывает, что на официальном сайте были размещены основные чертежи и локальные сметы, необходимые для определения участниками объема выполняемых работ.
Установление времени окончания подачи заявок в установленном документацией виде, по мнению представителей заказчика, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства.
Представитель уполномоченного органа 16.10.2014 г. не согласился с доводами жалобы, поддержал пояснения заказчика.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 17.10.2014 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 14.08.2014 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0368300000114000930 на выполнение работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов в городе Ульяновске (начальная (максимальная) цена контракта - 28 299 426,74 руб., дата окончания срока подачи заявок - 15.09.2014 г.).
28.08.2014 г., 26.09.2014 г. заказчиком были внесены изменения в документацию.
28.08.2014 г. заказчиком были опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 14.10.2014 г. на участие в электронном аукционе заявка ООО "Жилфинстрой" была признана несоответствующей требованиям аукционной документации, аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу <_> частично обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Относительно доводов заявителя о нарушении пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в части необходимости включения в аукционную документацию требования о предоставлении в составе второй части заявки допуска СРО по п. 12.10. "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" Приказа Минрегиона N 624, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Вх. N 7813 от 12.09.2014 г. в Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области была получена жалоба <_> на действия заказчика при проведении указанного электронного аукциона, содержащая указание на нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в части установления требований к участникам закупки.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе в случае получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика.
19.09.2014 г. Комиссией Ульяновского УФАС России было принято решении о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также выдано обязательное для исполнения предписание.
Согласно пункту 4 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Учитывая, что вышеуказанные доводы являются обжалованием тех же действий заказчика в части установления единых требований к участникам закупки, предусмотренных статьей 31 Закона о контрактной системе, которые явились предметом рассмотрения ранее поданной жалобы <_> (вх. N 7813 от 12.09.2014 г.), в указанной части жалоба, поступившая в Ульяновское УФАС России 10.10.2014 г. (вх. N 482/ог), не подлежит повторному рассмотрению Комиссией Ульяновского УФАС России.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком.
Согласно п. 1.14 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (МДС 13-1.99; принятой Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79) капитальный ремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам. Если по характеру ремонтных работ не требуется изготовление рабочих чертежей (замена кровли, ремонт фасадов и др.), разрешается финансирование капитального ремонта по утвержденным сметам или расцененным описям работ.
Документация об аукционе N 0368300000114000930 содержит приложение N 1.2 "Сметная документация", определяющее перечень необходимых к выполнению работ и их объемы, что позволяет участникам определить затраты при выполнении указанных работ и подготовить заявку на участие в аукционе.
Кроме того, приложение N 1.3. "Проект на металлические двери" аукционной документации включает чертежи дверей, которые необходимо установить в ходе выполнения работ.
Таким образом, Заказчиком соблюдена норма пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
Кроме того, заявителем жалобы не представлено доказательств наличия у него подлежащего защите нарушенного права, ввиду неподтвержденности его реального интереса в оспаривании положений документации и намерения принять участие в проведении аукциона.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 9 раздела 1 "Информационная карта" документации установлено, что объектом закупки является капитальный ремонт крыш многоквартирных домов в городе Ульяновске.
Приложение N 1.1 аукционной документации содержит описание объекта закупки и количество, включающее в себя сметные расчеты по ремонту кровли в 26 домах г. Ульяновска.
В состав локальных смет N ЛС-02-01-001 (п. 26), ЛС-02-01-009 (п. 27). ЛС-02-010 (п. 8), ЛС-02-01-012 (п. 27), ЛС-02-01-013 (п. 27), ЛС-02-01-015 (п.8), ЛС-02-01-017 (п.9), ЛС-02-01-18 (п.9), ЛС-02-01-019 (п. 11), ЛС-002-01-020 (п.27), ЛС-02-01-021 (п. 25), ЛС-02-01-022 (п.15), ЛС-02-01-023 (п.14), ЛС -02-01-025 (п.17) входят работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций составом "Пирилакс" любой модификации при помощи аэрозольно-капельного распыления, на осуществление которых требуется лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования (п. 12.12) включены в перечень работ по капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Пунктом 5.1 раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" документации (в редакции от 28.08.2014 г.) установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно:
- наличие лицензии МЧС необходимой для организаций, деятельность которых связана с монтажом, обслуживанием, ремонтом средств пожарной безопасности;
-наличие свидетельства о допуске СРО к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемые саморегулируемой организацией на выполнение работ в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": 12.8. Антисептирование деревянных конструкций, 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
или 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33.3. Жилищно-гражданское строительство).
При этом, иные имеющиеся сметы в составе аукционной документации (ЛС-02-01-002,ЛС-02-01-003, ЛС-02-01-004, ЛС-02-01-005, ЛС-02-01-006, ЛС-02-01-007, ЛС-02-01-008, ЛС-02-01-011, ЛС-02-01-014, ЛС-02-01-016, ЛС-02-01-024, ЛС-02-01-026), не содержат видов работ, связанных с необходимостью наличия у участников закупки вышеуказанных документов.
Таким образом, в общий объем закупки включены работы по ремонту кровель домов, только на часть из которых (14 из 26) требуется наличие разрешительных документов (допуск СРО и лицензия МЧС).
Вместе с тем, работы по ремонту крыш домов, в состав которых не включены работы, связанные с наличием отдельных разрешительных не могут быть признаны работами, имеющими взаимосвязь, под которой подразумевается взаимная обусловленность их существования и использования по целевому назначению, поскольку они могут осуществляться раздельно без какого-либо ущерба для качества объектов ремонта либо снижения их функциональных характеристик.
Соответственно, в один объект закупки заказчиком были объединены работы, которые могут быть выполнены отдельно и требуют наличия разных разрешительных документов, что может ограничить участие в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих указанных документов.
Формирование объекта закупки в указанном виде противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство также подтверждается результатами рассмотрения единственной заявки закупки, а именно согласно протоколу от 14.10.2014 г. заявка ООО "Жилфинстрой" была признана несоответствующей требованиям аукционной документации в связи с отсутствием в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Учитывая, что согласно пункта 3.2. Порядка взаимодействия заказчиков МО "город Ульяновск" с уполномоченным органом, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 28 апреля 2010 г. N 33, заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе описание объекта закупки, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе допущено со стороны заказчика.
Следовательно, жалоба <_> является обоснованной в указанной части.
Вместе с тем, учитывая, что аукцион признан несостоявшимся в связи с признанием единственной заявки не соответствующей требованиям аукционной документации, Комиссия решила предписание не выдавать.
Доводы <_> о нарушении пункта 3 статьи 17 закона РФ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. не могут быть рассмотрены Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок в связи с отсутствием полномочий по рассмотрению жалобы на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.
4. Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно материалам официального сайта www.zakupki.gov.ru извещение о внесении изменений в документацию электронного аукциона N 0368300000114000930 было размещено 26.09.2014 г., течение срока приема заявок в соответствии с требованиями норм ГК РФ началось со следующего дня после размещения извещения, то есть 27.09.2014 г.
При этом, пятнадцатый день срока окончания подачи заявок (11.09.2014 г.) является нерабочим днем, следовательно, указанный срок переноситься на ближайший рабочий день в соответствии с нормой статьи 193 ГК РФ, то есть на 13.10.2014 г.
Пункт 26 раздела 1 "Информационная карта" документации устанавливает, что датой окончания срока подачи заявок является 13.10.2014 г.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Доводы <_> о необходимости установления времени окончания подачи заявок, позволяющих осуществлять их прием до 24:00 не могут быть приняты во внимание, поскольку Закон о контрактной системе является специальным нормативным актом, регулирующим процедуру проведения закупок, одним из требований которого является обязанность заказчика установить не только дату, но и время окончания приема заявок на участие в аукционе.
Кроме того, довод заявителя жалобы о необходимости установления времени окончания подачи заявок до 24 часов в связи с проведением участниками закупки банковских операций по переводу денежных средств в качестве обеспечения заявки, связанных с режимом работы финансовых организаций, также не может быть признан состоятельным, поскольку документация о проведении аукциона N 0368300000114000930 была размещена на официальном сайте 14.08.2014 г., что позволяло потенциальным участникам закупки совершить действия связанные с внесением денежных средств в качестве обеспечения заявки.
При этом <_> в рамках рассмотрения жалобы не представил доказательства наличия у него намерений участвовать в указанном аукционе.
Таким образом, жалоба <_> в указанной части является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <_> частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 11498/03-2014 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17 октября 2014 г. N 11498/03-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2014