Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 октября 2014 г. N 655-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных им муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ЗАО "ЭксПро Инжиниринг" на действия заказчика при проведении запроса котировок на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" согласно техническому заданию, проекту контракта (Приложения N 1,4 к Извещению) (извещение N 0169300000114005787) в присутствии:
- представителя ЗАО "ЭксПро Инжиниринг", действующего на основании доверенности от 23.10.2014;
- представителей Управления капитального строительства Администрации города Челябинска, действующих на основании доверенностей от 15.08.2014, 30.09.2014;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности N 08 от 03.06.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.10.2014 поступила жалоба ЗАО "ЭксПро Инжиниринг" на действия заказчика при проведении запроса котировок на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" согласно техническому заданию, проекту контракта (Приложения N 1,4 к Извещению) (извещение N 0169300000114005787) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска объявило о проведении запроса котировок 20.10.2014 путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 182 193, 97 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 24.10.2014 в 13 часов 30 минут.
На дату рассмотрения жалобы государственный контракт на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" согласно техническому заданию, проекту контракта (Приложения N 1,4 к Извещению) не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем:
1. Документацией о закупке не установлены требования заказчика, предъявляемые к заключению об оценке технического состояния здания. Различные нормативные документы содержат разные требования к составу и объему обследовательских работ. Так, например, требования ГОСТ Р 53778-2010 существенно шире требований СП 13-102-2003. Следовательно, выполнение работ по ГОСТ Р 53778-2010 подразумевает проведение существенно большего объема обследовательских работ, чем по СП 13-102-2003. Таким образом, отсутствие установленных заказчиком требований не позволяет однозначно определить соответствие закупаемой услуги требованиям заказчика.
2. В нарушение пункта 5.1.10 ГОСТ Р 53778-2010 Техническое задание не содержит программы обследования здания, которая определяет качественные характеристики закупаемой работы.
3. Пункт 3 Технического задания не раскрывает стадию обследования (визуальное или инструментальное; выборочное или комплексное), как того требуют ГОСТ Р 53778-2010, СП 13-102-2003, что не позволяет потенциальному подрядчику определить объем и состав работ.
4. Расчет начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Технического задания, так как используемый СБЦ относиться к промышленным объектам. Категория здания определена неверно.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
1. Требования заказчика к заключению об оценке технического состояния определены Техническим заданием (пункты 6, 7). Кроме того, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта применен Сборник базовых цен на проектные работы по обследованию, оценке технического состояния, усилению, испытанию строительных конструкций зданий, сооружений, грузоподъемных кранов (подъемников) и экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Новокузнецк.: ОАО "Сибпроектстальконструкция", 2008 (далее - СБЦ).
Из содержания пункта 1.1 СБЦ можно сделать вывод о том, что при выполнении работ по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" согласно техническому заданию, проекту контракта (Приложения N 1,4 к Извещению) необходимо руководствоваться СП 13-102-2003.
2. Пунктом 5 СБЦ предусмотрены необходимые для выполнения виды работ.
3. Приложением N 3 к Извещению "Обоснование Н(М)ЦК" определена 2 категория сложности работ.
Согласно пункту 3 СБЦ 2 категории сложности соответствуют работы в объеме, необходимом при предварительном (визуальном) обследовании. Выполняются при наличии у заказчика необходимой проектной, исполнительной и эксплуатационной документации.
4. Согласно пункту 1 СБЦ настоящий справочник предназначен для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на выполнение нижеперечисленных видов работ для зданий и сооружений различного отраслевого назначения и разных условий эксплуатации.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1-6статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как следует из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению о проведении запроса котировок для закупки N 0169300000114005787 наименованием объекта закупки является выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" согласно техническому заданию, проекту контракта (Приложения N 1,4 к Извещению).
Следовательно, описание объекта закупки указано заказчиком в Техническом задании и в проекте контракта.
Согласно пункту 5.1.2. проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы с соблюдением требований действующего законодательства и других действующих документов, регламентирующих данный вид деятельности.
Вместе с тем, в настоящее время работы по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте регламентируются ГОСТ 31937-2011, СП 13-102-2003.
ГОСТ 31937-2011 введен в действие с 01.01.2014 на основании Приказа Росстандарта 27.12.2012 N 1984-ст "О введение в действие межгосударственного стандарта".
Из анализа указанных документов следует вывод о том, что объем выполняемых работ в соответствии с ГОСТ 31937-2011 отличается от объема выполняемых работ на основании СП 13-102-2003.
Так, например, согласно пункту 11.2 СП 13-102-2003 в итоговом документе по результатам обследования приводятся планы, разрезы, ведомости дефектов и повреждений или схема дефектов и повреждений с фотографиями наиболее характерных их них; схемы расположения трещин в железобетонных и каменных конструкциях и данные об их раскрытии; значения всех контролируемых признаков, определение которых предусматривалось техническим заданием или программой проведения обследования; результаты проверочных расчетов, если их проведение предусматривалось программой обследования; оценка состояния конструкций с рекомендуемыми мероприятиями по усилению конструкций, устранению дефектов и повреждений, а также причин их появления.
При этом, согласно Приложению В (обязательное) ГОСТ 31937-2011, в состав заключения по оценке технического состояния здания помимо перечисленного в пункте 11.2 СП 13-102-2003 также входят:
- планы и разрезы шурфов;
- описание окружающей местности;
- расчеты действующих нагрузок и поверочные расчеты несущей способности конструкций и основания фундаментов;
- крен объекта (вдоль продольной и поперечной осей);
- оценка состояния звукоизоляции конструкций;
- оценка теплотехнического состояния ограждающих конструкций;
- описание общего состояния объекта по визуальному обследованию с указанием его физического и морального износа.
Следовательно, при отсутствие в описании объекта закупки ссылки на документ, которым необходимо руководствоваться потенциальным подрядчикам при выполнении работ по обследованию технического состояния строительных конструкций на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" согласно техническому заданию, проекту контракта (Приложения N 1,4 к Извещению), невозможно однозначно определить объем выполняемых работ.
Более того, как следует из пункта 11.2 СП 13-102-2003 в итоговом документе по результатам обследования приводятся значения всех контролируемых признаков, определение которых предусматривалось техническим заданием или программой проведения обследования.
Таким образом, необходимость установления заказчиком в Техническом задании показателей закупаемой работы, обусловлена возможностью определить соответствие предложенной участниками закупки работы установленным заказчиком требованиям.
На основании изложенного следует, что Техническое задание сформировано заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы относительно того, что при осуществлении расчета начальной (максимальной) цены контракта неверно определена категория здания, не может быть принят во внимание Комиссией в связи с тем, что СБЦ предназначен для определения базовых цен на выполнение работ для зданий и сооружений различного отраслевого назначения и разных условий эксплуатации.
При рассмотрении жалобы, Комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 Раздела II "Виды работ по подготовке проектной документации" Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в извещении о проведении запроса котировок для закупки N 0169300000114005787 требования к участникам закупки, установленные действующим законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
Кроме того, Челябинским УФАС России был направлен запрос (от 24.10.2014 исх. N 15706/09) в адрес Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Союз проектных организаций Южного Урала" с просьбой предоставить сведения по вопросу отнесения работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений к работам, выполнение которых возможно при наличии у подрядчика свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно сведениям, представленным Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация Союз проектных организаций Южного Урала" в ответ на запрос Челябинского УФАС России, следует, что для выполнения работ по обследованию технического состояния конструкций (обследование состояния оснований и фундаментов, обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций и отдельных элементов, заключение об оценке технического состояния здания) на объекте: "Реконструкция детского сада по пр. Победы, 358в г. Челябинск" необходимо установление требований заказчика о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией для выполнения 12-го вида работ - работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
На основании изложенного, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии у участников закупки допуска, выданного саморегулируемой организацией для выполнения работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Помимо этого, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, частей 1 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок не установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ЗАО "ЭксПро Инжиниринг" на действия заказчика частично необоснованными в части неверного расчета начальной (максимальной) цены контракта.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3 Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии П.А. Ушакова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 октября 2014 г. N 655-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2014