Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июля 2014 г. N 03-6440
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Омской области
пр. К.Маркса, 12 а, г. Омск, 644010 тел. (3812) 32-06-96, факс (3812) 32-06-96 e-mail: to55@fas.gov.ru
22.07.2014 N 03 - 6440
На N 10/1-09-2014/24153 от 15.07.2014 |
Заместителю прокурора Омской области, старшему советнику юстиции В.А.Шевченко
Ленина ул., 1, г. Омск, 644099 |
Об отказе в согласовании заключения
государственного контракта
Уважаемый Владислав Александрович!
Омское УФАС России, рассмотрев Ваше обращение (вх.N 7663 от 16.09.2014) о возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2013 г. N537 (далее - Порядок согласования), приняло решение об отказе Прокуратуре Омской области (далее - Заказчик) в согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ООО "Комус-Иртыш" по итогам несостоявшегося электронного аукциона (извещение N0152100004814000051) на поставку офисной мебели (далее - электронный аукцион, контракт).
Пунктом 15 Порядка согласования, в частности, установлено, что контрольный орган отказывает в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе, в случае если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика на предмет соответствия проведенного электронного аукциона действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Омским УФАС России выявлены следующие нарушения:
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Омское УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе извещение N 0152100004814000051 было размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 01.07.2014.
В нарушение вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе в извещении N0152100004814000051 и в подпункте 2 пункта 11 документации об электронном аукционе Заказчик установил требование к участникам закупки - "правомочность участника закупки заключать контракт", которое утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В силу указанного Заказчик установил неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
2. Частью 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в силу части 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 указанной статьи не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе Заказчик включил в приложение N 1 "Описание объекта закупки" к документации об аукционе требования к характеристикам закупаемой офисной мебели, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, в частности: "кресло офисное VB_CH279 оснащено пятилучевой крестовиной с 5-ю пластиковыми роликами, изготовленными согласно стандарту BIFMA 5,1".
3. В силу части 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 8 указанной статьи 34 предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение вышеприведенных норм Федерального закона о контрактной системе и Правил пункт 9 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта не содержит обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде фиксированной суммы штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Также обращаю Ваше внимание на необходимость соблюдения в дальнейшем требований Порядка согласования.
В соответствии с пунктом 9 Порядка согласования к обращению прилагаются доверенность, выданная и оформленная в соответствии с гражданским законодательством, или ее заверенная копия, либо иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения (копия решения о назначении или об избрании либо приказ о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения без доверенности). В случае направления обращения руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем указанные документы не представляются.
Обращение, представленное Прокуратурой Омской области (исх. N 10/1-09-2014/24153 от 15.07.2014), не содержит определенного пунктом 9 Порядка согласования документа, подтверждающего полномочия заместителя прокурора Омской области, старшего советника юстиции Шевченко В.А. на осуществление действий от имени Прокуратуры Омской области.
Исходя из обстоятельств, указанных в пунктах 1-3 настоящего письма, в соответствии с пунктом 15 Порядка согласования, Омское УФАС России приняло решение об отказе Прокуратуре Омской области в согласовании заключения государственного контракта с ООО "Комус-Иртыш" на поставку офисной мебели (извещение N0152100004814000051).
Приложение: |
предписание N 03-7.1/168-2014 об устранении нарушений законодательства о закупках от 22.07.2014 на 2 л. в 1 экз. |
||
Заместитель руководителя управления |
Т.П.Шмакова |
Кусанова Шолпан Мусапаевна
530-313
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июля 2014 г. N 03-6440
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2014