Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 сентября 2014 г. N 744
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО СК "АРСЕНАЛ", ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК", ООО "Строймир" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Степновский детский сад "Колосок" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Управления образования администрации Назаровского района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством капитального ремонта здания под дошкольное образовательное учреждение, капитального ремонта здания образовательного учреждения для создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Степной, ул. Школьная, д. 9" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 27.08.2014 поступили жалобы ООО СК "АРСЕНАЛ", ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК", ООО "Строймир" (далее - податели жалоб) на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300192414000126.
Существо жалоб: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); размещение уполномоченным органом в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса участника закупки.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представители подателей жалоб - Горчатова Татьяна Валерьевна (доверенность б/н от 01.07.2014, удостоверение личности) и Никонова Ольга Михайловна (доверенность б/н от 02.09.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Горкальцева Ольга Валерьевна (доверенность N 1 от 01.09.2014, удостоверение личности);
- представители уполномоченного органа - Арефьева Людмила Геннадьевна (распоряжение N 141 л/с от 02.08.2010, удостоверение личности) и Горкальцева Ольга Валерьевна (доверенность N 385 от 01.09.2014).
Явку своего представителя ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК" на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу не обеспечило, представило ходатайство с просьбой о рассмотрении жалоб в отсутствие его представителя (вх. N 17371 от 02.09.2014).
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в техническом задании аукционной документации заказчиком не были указаны размеры проемов и оконных блоков, вследствие чего участникам закупки невозможно конкретизировать их качественные характеристики и коэффициенты, т.к. они непосредственно зависят от площади оконных блоков. Вместе с тем, заказчиком сформированы взаимоисключающие требования по толщине стеклопакета.
Во-вторых, аукционная документация в позициях N 5, 14, 27, 30 и иных позициях таблицы "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" содержит неполные наименования ГОСТов.
В-третьих, позиции N 19, 21, 79, 107, 286, 319, 320, 323, 324 таблицы "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" содержат в себе требования заказчика о соответствии описанных в них материалов и товаров положениям утративших силу государственный стандартов.
В-четвертых, исходя из сведений ведомости объемов работ и объекта закупки, по мнению подателей жалоб, заказчику необходимо было установить в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки участнику закупки свидетельства СРО, а также лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В-пятых, позиции N 9, 11, 24, 50, 55, 59, 61, 73, 80, 105, 135, 144, 212 таблицы "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" содержат в себе указания заказчика на несуществующие единицы измерения, неопределенный заказчиком показатель "степень перетира шпатлевки по", требование заказчика о необходимости соответствия гипсокартонного листа положениям немецкого стандарта, который не является документом в области стандартизации Российской Федерации, а также наличия на указанном товаре маркировки, не предусмотренной ГОСТ 6266-97, установление заказчиком к сухой смеси требований расхода воды на ее затворение в неисполнимом диапазоне, а также установление заказчиком двусмысленного для участника закупки толкования диаметра описанной окружности болтов.
В-шестых, раздел 8 Части III аукционной документации содержит в себе противоречивую, по мнению подателей жалоб, рекомендацию заказчика относительно заполнения заявки на участие в электронном аукционе, а именно: "в случае противоречия требований нормативной документации с требованиями заказчика следует руководствоваться требованиями нормативной документации при составлении заявки. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям документации участник аукциона не допускается к участию в нем по основаниям п. 1), п. 2) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе". Податели жалоб считают, что указанной рекомендацией заказчик вводит в заблуждение участников закупки, поскольку соблюдение указанной рекомендации влечет за собой возможность отклонения заявки, поданной участниками закупки.
В-седьмых, при размещении уполномоченным органом в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации по запросу участника закупки им были допущены нарушения требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, поскольку указанное разъяснение было размещено без указания на предмет запроса участника закупки.
На вышеуказанные доводы подателей жалоб заказчиком и уполномоченным органом были представлены нижеследующие возражения.
Во-первых, участникам закупки была предоставлена возможность ознакомится с размером оконных проемов на объекте. Указанный заказчиком диапазон размеров оконного блока полностью укладывается в допустимые для данных оконных проемов размеры блока с учетом монтажного шва по ГОСТ 14192-96, ГОСТ 24866-99, ГОСТ 111-2001, ГОСТ 23166. Наличие либо отсутствие верхней части остекления зависит от профиля и конструкции, которую выберет участник закупки, подающий предложение в составе первой части заявки. Взаимоисключающие требования по толщине стеклопакета отсутствуют. Заказчиком установлено два требования:
- к профилю, который должен допускать установку стеклопакета с наибольшей толщиной от 40 до 50 мм: "Толщина стеклопакета наибольшая, которую можно установить в профиль от 40 до 50 мм". Любому участнику строительного рынка известно, что толщина стеклопакета, который можно установить в конкретный профиль, предоставляется производителями для каждого профиля для своей продукции;
- к толщине стеклопакета: "Толщина 40 - 50 мм".
По мнению заказчика, он логично предъявляет идентичные требования к профилю и к стеклопакету, так как требуемый стеклопакет должен устанавливаться в поставляемые конструкции из металлопластикового профиля.
Во-вторых, Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности для заказчика в указании им полных наименований государственных стандартов в аукционной документации. По мнению заказчика и уполномоченного органа, достаточно указать короткий номер государственного стандарта, который его однозначно идентифицирует.
В-третьих, участник закупки вправе использовать при подготовке первой части заявки положения государственных стандартов в действующей редакции, либо в более ранней редакции, что не будет являться нарушением. В случае, если заказчик устанавливает требования о соответствии товара государственному стандарту, взамен которого выпущен новый, участник закупки имеет право поставить товар, отвечающий требованиям нового государственного стандарта, т.к. товары, выпущенные по более новому государственному стандарту, отвечают требованиям ранее действовавших государственный стандартов.
В-четвертых, на основании положений части 17 статьи 51, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), заказчик и уполномоченный орган делают вывод о том, что виды работ, указанные в смете заказчика, не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и в соответствии с этим, установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к таким видам работ будет являться ограничением конкуренции.
В-пятых, возможно, при копировании текста возник сбой при переносе его в новый формат. Судя по изложению предмета запроса, у подателей жалоб не вызвало затруднений в установлении показателей и необходимых единиц измерения. С учетом конкретно установленного требования с указанием на норматив, такая запись соответствует требуемому показателю с возможной погрешностью технического копирования текста в электронном виде.
Неопределенный заказчиком показатель "степень перетира шпатлевки по" свидетельствует о том, что для заказчика он не принципиален и участнику закупки его указывать не требуется.
По мнению заказчика и уполномоченного органа, податели жалоб понимают, что в соответствии с технической документацией "е" - обозначение диаметра, в связи с этим двусмысленного толкования диаметра описанной окружности болта быть не может.
В-шестых, рекомендации последнего абзаца раздела 8 Части III аукционной документации дублируют положения части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе: "в случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям документации участник аукциона не допускается к участию в нем по основаниям п. 1), п. 2) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе".
Также заказчик, во избежание ограничения конкуренции, указывает, что "В случае противоречия требований нормативной документации с требованиями заказчика следует руководствоваться требованиями нормативной документации при составлении заявки". Таким образом, устанавливается требование документации в случае противоречия требований нормативной документации с требованиями заказчика участнику закупки руководствоваться требованиями нормативной документации при составлении заявки.
На основании вышеизложенного, заказчик и уполномоченный орган делают вывод о том, что соблюдение требований аукционной документации о применении участником закупки требований нормативной документации при составлении заявки не может являться причиной для отклонения.
В-седьмых, в разъяснении положений аукционной документации от 26.08.2014 не указан участник аукциона, но в тексте указан предмет запроса: "блоки оконные должны быть двухстворными, одна створка поворотная, другая поворотно-откидная и должны быть двухкамерными (стеклопакеты, трёхкамерный профиль), должны быть предназначены для проветривания помещений или промывки оконных стекол".
Уполномоченный орган и заказчик считают, что такая формулировка не допускает двусмысленных толкований и дает четкое понимание участникам закупки относительно предмета запроса и разъясняемого положения аукционной документации. Указанное разъяснение не изменяет суть аукционной документации, не приводит к ограничению конкуренции и не допускает двусмысленных толкований.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством капитального ремонта здания под дошкольное образовательное учреждение, капитального ремонта здания образовательного учреждения для создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Степной, ул. Школьная, д. 9".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из раздела 9 Части II "Информационная карта аукциона" аукционной документации следует, что объемы выполнения работ, являющихся объектом закупки, установлены заказчиком в техническом задании документации об аукционе и проекте контракта. В подразделе "Требования к качеству и техническим характеристикам" раздела 7 Части III "Техническое задание" аукционной документации (далее - Техническое задание) заказчик определил, что состав работ по муниципальному контракту определяется сметной документацией, являющейся приложением N 1 к Техническому заданию, а требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Проанализировав требования к оконным блокам из поливинлхлоридных профилей, изложенные заказчиком в позиции N 1 Приложения N 2 к Техническому заданию, Комиссией было установлено, что заказчику необходимы оконные блоки, в том числе, соответствующие ГОСТ 14192-96, ГОСТ 24866-99, ГОСТ 111-2001, ГОСТ 23166, створки которых должны быть одинаковой ширины (по высоте створки от 1300 до 1500 мм, высота нижней части остекления 1300 - 1500 мм, ширина 500-600 мм), с наибольшей толщиной стеклопакета, которую можно установить в профиль, от 40 до 50 мм, размеры оконного блока: по высоте от 1450 до 1600 мм, по ширине от 1,300 до 1,360 м.
Комиссия отмечает, что часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику при описании объекта закупки возможность устанавливать как максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работы, установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указанной возможностью заказчик воспользовался в изложении своих требований к оконным блокам из поливинлхлоридных профилей в позиции N 1 Приложения N 2 к Техническому заданию.
Вместе с тем, раздел 29 Части II "Информационная карта аукциона" аукционной документации указывает на необходимость предоставления в составе первой части заявки участнику закупки конкретных показателях товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию), во исполнение требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Однако в разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" Технического задания заказчик предусмотрел, что в случае, если нормативная документация или производитель товара указывает значение как диапазон - участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона. В диапазоне всегда указываются температура эксплуатации, температура применения, величины отклонений и т.п. если иное не оговорено отдельно, т.к. данные значения устанавливаются в диапазоне как производителем товара, так и нормативной документацией. Конкретные значения всегда указываются для геометрических размеров товара и иных параметров, которые не могут изменяться для конкретного товара согласно указанной нормативной документации и данным производителя товара. Так же участники вправе указать конкретное значение диапазона, если технические условия производителя или нормативная документация допускают указывать конкретное значение. Разрешение указывать как конкретное значение, так и диапазон применяется заказчиком с целью расширения круга потенциально возможных для применения товаров. В диапазоне указываются диапазоны температур эксплуатации, монтажа и т.п.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик оконных блоков из поливинлхлоридных профилей в том виде и объеме, в которых оно изложено в Приложении N 2 к Техническому заданию, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки возможности в определении потребности заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости. Таким образом, неуказание заказчиком иных характеристик рассматриваемого товара свидетельствует об отсутствии дополнительных требований у заказчика к иным характеристикам указанного товара.
Учитывая специфику рассматриваемого товара, принимая во внимание обстоятельство того, что заказчик в аукционной документации допускает возможность указания в первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, диапазона значений, характеризующих предлагаемый к использованию участником закупки товар, Комиссия приходит к выводу о том, что участник закупки имеет возможность определить соответствие предлагаемого им к использованию товара потребностям заказчика, а наличие такого диапазона значений в первой части заявки не будет являться для аукционной комиссии основанием для отказа участнику закупки, подавшему такую заявку, в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Исследовав содержание позиций N 5, 14, 27, 30 и иных позиций Приложения N 2 к Техническому заданию, Комиссией было установлено, что характеристики дюбель-гвоздей необходимы заказчику в соответствии с ГОСТ 103, ГОСТ 1050, дверных блоков - в соответствии с ГОСТ 23166, винтов самонарезающих - в соответствии с ГОСТ 1050, ГОСТ 1051, краски - в соответствии с ГОСТ 17537, ГОСТ 8784, ГОСТ 21903, ГОСТ 28196, ГОСТ 19007, ГОСТ 6589.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не вменяет обязанности заказчику при формировании аукционной документации, при описании объекта закупки указывать полные наименования государственный стандартов, положениям которых должны соответствовать закупаемые товар, работа, услуга, в которых у заказчика имеется потребность. Следовательно, в рассматриваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
В результате изучения сведений, изложенных заказчиком в позициях N 19, 21, 79, 107, 286, 319, 320, 323, 324 Приложения N 2 к Техническому заданию, Комиссией было установлено, что указанные позиции содержат в себе требования заказчика о соответствии описанных в них материалов и товаров положениям государственных стандартов, утративших юридическую силу. Указанное обстоятельство приводит к невозможности определения участником закупки потребности заказчика в функциональных, технических и качественных характеристиках, эксплуатационных характеристиках товаров и материалов, перечисленных в позициях N 19, 21, 79, 107, 286, 319, 320, 323, 324 Приложения N 2 к Техническому заданию, которые потенциальному подрядчику необходимо будет использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации (раздел 29 Части II "Информационная карта аукциона") к составу и содержанию заявки, подаваемой участником закупки на участие в электронном аукционе, объектом которого является введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством капитального ремонта здания под дошкольное образовательное учреждение, капитального ремонта здания образовательного учреждения для создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей по адресу: Красноярский край, Назаровский район, п. Степной, ул. Школьная, д. 9, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки участнику закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации отсутствуют сведения о том какие именно документы необходимо представить участнику закупки в подтверждение его соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Комиссией установлено, что в проекте муниципального контракта предусмотрена возможность как личного выполнения подрядчиком работ, являющихся объектом закупки, так и возможность выполнения таких работ с привлечением других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик будет выступать в роли генерального подрядчика.
Вместе с тем, исходя из ведомости объемов работ, выполнение которых является объектом закупки (Приложение N 1 к проекту муниципального контракта), заказчику необходимо выполнение следующих видов работ: работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования (позиции N 80 - 82, 98 ЛСР N 02-02-01 "Общестроительные работы"), устройство наружных сетей водопровода, укладка трубопроводов водопроводных, монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей, устройство наружных сетей канализации, укладка трубопроводов канализационных безнапорных и напорных, монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей (позиции N 6 - 15 ЛСР N 04-01-01 "Сантехнические работы (канализация, водопровод)").
Вышеуказанные виды работ Приказом Минрегионразвития РФ отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, рассматриваемые работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими допуск СРО.
Исходя из вышеизложенного, участнику закупки необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО и на вышеуказанные виды работ, и на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что при отсутствии в аукционной документации перечисления заказчиком видов работ, на которые участники закупки должны предоставить допуски СРО, участники закупки вводятся в заблуждение, так как при формировании заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, должны самостоятельно определять виды работ, требующие допуска СРО, в связи с чем они не имеют возможности определить соответствие предоставляемых видов работ, указанных в предлагаемых ими допусках СРО, с видами работ допуска СРО, которые необходимы заказчику.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в неустановлении в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона требования о необходимости предоставления участнику закупки в составе второй части заявки допуска СРО и на вышеуказанные виды работ, и на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ, а также нормами ГрК РФ, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из позиций N 31 - 35 ЛСР N 04-01-03 "Электромонтажные работы" ведомости объемов работ, выполнение которых является объектом закупки (Приложение N 1 к проекту муниципального контракта) следует, что заказчику необходимо выполнение работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности здания. Указанный вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что в случае, если участник закупки намерен выполнять работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности здания лично, без привлечения субподрядных организаций, то в составе второй части заявки ему необходимо будет предоставить лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, во исполнение подпункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. В том же случае, если участник закупки не имеет намерения выполнять работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности здания лично, то ему, будучи генеральным подрядчиком в рамках пункта 33 Приказа Минрегионразвития РФ, необходимо привлечь субподрядную организацию, обладающую лицензией на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано при формулировании объекта закупки использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленную в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что при описании технических и качественных характеристик товаров и материалов, использование которых необходимо при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в позициях N 9, 50, 55, 59, 61, 73, 80, 105, 144, 212 Приложения N 2 к Техническому заданию заказчиком были использованы единицы измерения, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Мпа вместо МПа в позициях N 80, 135, м3/(чм) вместо м3/(чм2) в позиции N 61, см/кв вместо см2 в позиции N 105), указаны показатели, диапазон значений, установлены требования о наличии маркировки, которые не соответствуют действующим государственным стандартам (позиции N 9, 50, 55, 59, 73, 135, 144, 212), установлено требование о соответствии товара стандарту, не относящемуся к документам в области стандартизации Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" (позиция N 50). Рассматриваемые действия заказчика являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Проанализировав содержание позиции N 11 Приложения N 2 к Техническому заданию, Комиссией было установлено отсутствие в нем характеристики временного сопротивления разрыву Мпа 250-480 в отношении сэндвич-панели.
Комиссия отмечает, что указание заказчиком характеристик шпатлевки клеевой в позиции N 24 Приложения N 2 к Техническому заданию, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Приложении N 2 к Техническому заданию, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки возможности в определении потребности заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости. Таким образом, неуказание заказчиком показателя степени перетира шпатлевки свидетельствует об отсутствии дополнительных требований у заказчика к указанной характеристике рассматриваемого товара.
В результате изучения содержания раздела 8 Технического задания аукционной документации Комиссией было установлено, что заказчик рекомендует участникам закупки при заполнении заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, следующее: "В случае, если в документации не указаны единицы измерения параметра, к которому предъявлено требование следует руководствоваться указанной в требованиях нормативной документацией, и указывать величину в тех же единицах, в которых она указана в соответствующем нормативном документе. В случае противоречия требований нормативной документации с требованиями заказчика следует руководствоваться требованиями нормативной документации при составлении заявки. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям документации участник аукциона не допускается к участию в нем по основаниям п. 1), п. 2) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе".
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссией не было установлено наличия в ней дополнительной конкретизации того, что именно заказчик имеет ввиду под понятием "нормативная документация", используемого им в рассматриваемой аукционной документации.
Вместе с тем, законодателем в статье 66 и 67 Закона о контрактной системе и заказчиком в аукционной документации однозначно предписывается участнику закупки формировать сведения заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, в соответствии с требованиями аукционной документации, а в последствие аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, именно на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых работ. Также законодателем в части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрен для аукционной комиссии исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске участнику закупки к участию в электронном аукционе.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что в содержании раздела 8 Технического задания аукционной документации отсутствуют положения, вводящие в заблуждение участников закупки относительно содержания и состава подаваемой им заявки на участие в электронном аукционе. Следовательно, в рассматриваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Пунктами 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Комиссией установлено, что уполномоченным органом в единой информационной системе 26.08.2014 было размещено разъяснение положений аукционной документации без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос. Рассматриваемый запрос за подписью руководителя уполномоченного органа Арефьевой Л.Г. имеет следующее содержание:
"Блоки оконные должны быть двухстворными, одна створка поворотная, другая поворотно-откидная и должны быть двухкамерными (стеклопакеты, трёхкамерный профиль), должны быть предназначены для проветривания помещений или промывки оконных стекол".
Проанализировав содержание вышеуказанного разъяснения положений аукционной документации, выданного уполномоченным органом, Комиссия приходит к выводу о том, что в указанном разъяснении отсутствует предмет запроса. Из содержания указанного разъяснения участникам закупки не представляется возможным сделать однозначный вывод о существе запроса о даче разъяснений положений аукционной документации, направленного участником закупки в адрес заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия уполномоченного органа нарушили требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Красноярского УФАС России было принято следующее решение:
1. Признать жалобы ООО СК "АРСЕНАЛ", ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК", ООО "Строймир" частично обоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, статьи 33, пункта 5 статьи 63, статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать уполномоченный орган нарушившим требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
5. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе уполномоченному органу не выдавать в связи с невозможностью совершения им действий, направленных на устранение допущенных нарушений.
6. Аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
7. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 сентября 2014 г. N 744
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2014