Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 августа 2014 г. N РЗ-1538-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
государственного инспектора отдела органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
в присутствии представителей: от государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская специализированная инфекционная больница" (далее - ГБУЗ СК "КСИБ") - Рябикин Сергей Викторович (доверенность N 01-10/332 от 18.08.2014 года); от ООО "Охранное предприятие "Выпел" - уведомленные надлежащим образом, на рассмотрение жалобы по существу не прибыли, ходатайств не заявляли.
Рассмотрев жалобу ООО "Охранное предприятие "Выпел" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "КСИБ", комиссии ГБУЗ СК "КСИБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321200037314000034 на право заключения контракта на оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Охранное предприятие "Выпел" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "КСИБ", комиссии ГБУЗ СК "КСИБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321200037314000034 на право заключения контракта на оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года.
Заявитель считает, что действия комиссии государственного заказчика в части отказа в допуске заявки ООО "Охранное предприятие "Вымпел" нарушают требования Закона N 44-ФЗ и законные права и интересы заявителя жалобы.
Представитель уполномоченного органа пояснила следующее:
Все процедуры по осуществлению закупки были проведены в соответствии с требованиями § 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ. Действия аукционной комиссии ГБУЗ СК "КСИБ" соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
04 августа 2014 года комиссией заказчика была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. На участие в вышеуказанном аукционе поступило 4 заявки. Результаты рассмотрения оформлены протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0321200037314000034 (25-ЭА) от 04 августа 2014 года.
Заявке ООО "Охранное предприятие "Выпел" было отказано в допуске. Заявка участника не соответствует требованиям и условиям документации об аукционе Заказчика и требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ. Участник закупки не допущен к участию в аукционе в электронной форме, поскольку представленная заявка не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ: "Сведения о наименовании, характеристиках и объеме оказываемых услуг" не соответствуют требованиям Приложения N 1 к Техническому заданию документации (не указаны единица измерения и объем оказываемых услуг".
Представитель государственного заказчика - ГБУЗ СК "КСИБ" считает жалобу ООО "Охранное предприятие "Выпел" необоснованной.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки отмечает:
Государственным заказчиком - ГБУЗ СК "КСИБ" в соответствии с требованиями статьи 64 Закона N 44-ФЗ была разработана документация об электронном аукционе, исходя из имеющейся потребности в оказании услуг охраны во 2 полугодии 2014 года.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Таким образом, участник закупки должен подать заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и с соблюдением норм и требований Закона N 44-ФЗ, а именно выразить согласие на оказание услуг охраны.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Первая часть аукционной заявки ООО "Охранное предприятие "Выпел" содержит следующие сведения: "настоящим участник аукциона подтверждает свое согласие поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе: оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года. Извещение номер 0321200037314000034".
Таким образом, первая часть заявки ООО "Охранное предприятие "Выпел" содержала все необходимые сведения, предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и была отклонена аукционной комиссией ГБУЗ СК "КСИБ" неправомерно.
По результатам проведенной в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки, комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях комиссии ГБУЗ СК "КСИБ" нарушения требований части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ в части отказа в допуске заявке ООО "Охранное предприятие "Выпел".
Комиссия, проведя в соответствии с ст. 99 Закона N 44-ФЗ, внеплановую проверку осуществления закупки, установила, что документация электронного аукциона N 0321200037314000034 на право заключения контракта на оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года" не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно.
1. Частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ регламентировано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение части 3 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчик установил к участникам закупки дополнительное требование - правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2.1.2 раздела 2 "Требования к участникам закупки" аукционной документации, подпункт 2 пункта 3.6 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки").
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В нарушение части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию и составу второй части заявки, установленные заказчиком в Документации (п.п 3.6 раздела 3 аукционной документации и п. 4.4 раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации), не соответствуют части 5 статьи 66 Закона о закупках.
3. Согласно требованиям части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Как показала проверка, и анализ предоставленных документов в разделе 12 обеспечение исполнения контракта аукционной документации заказчик установил требование к обеспечению исполнения контракта, в том числе установлен такой способ обеспечения контракта как банковская гарантия.
Далее в документации указано, что обязательным приложением к банковской гарантии является заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию (п. 12.2 Документации).
В соответствии с частью 13.2 раздела 13 аукционной документации в случае установления в настоящей документации требования об обеспечении исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта.
Из вышеизложенного следует, что при заключении контракта, в случае если участник закупки (победитель аукциона) выбирает способ обеспечения исполнения контракта - банковская гарантия, то такой участник должен предоставить копию лицензии банка, выдавшего гарантию, что, по сути, является дополнительным требованием к участнику закупки, которое не предусмотрено Законом о закупках.
Более того, согласно требованиям части 1 статьи 45 Закона N 44-Фз в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
При таких обстоятельствах, банк, который имеет право на выдачу банковских гарантий должен иметь лицензию на осуществление банковских операций.
В свою очередь участник закупки не обязан прикладывать к банковской гарантии копию лицензии банка выдавшего гарантию, поскольку банк, который выдаёт банковские гарантии автоматически включен в перечень предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Таким образом, документация не соответствует и нарушает требования части 6 статьи 31, ст. 45, части 1 и части 3 статьи 64, статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях ГБУЗ СК "КСИБ" нарушения положений, норм и требований Закона N 44-ФЗ при утверждении документация об аукционе в электронной форме "оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года", а именно частей 4-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "Выпел" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "КСИБ", комиссии ГБУЗ СК "КСИБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321200037314000034 на право заключения контракта на оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года - обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "КСИБ" не соответствующими требованиям части 6 статьи 31, ст. 45, части 1 и части 3 статьи 64, статьи 96 Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в утверждении аукционной документации с нарушением требований законодательства о закупках;
3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ СК "КСИБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200037314000034 на право заключения контракта на оказание услуг охраны во 2 полугодии 2014 года - обязательное для исполнения предписание;
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Н.Г. Дацко
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 августа 2014 г. N РЗ-1538-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2014