Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 августа 2014 г. N 1557
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
В присутствии представителей:
от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю - Чебышева А.Н. Махаевой Л.Г.;
от ООО ПК "Реквизит" - Федоркова А.Н.
Рассмотрев жалобу, ООО ПК "Реквизит" на действия заказчика - ГУВД по СК, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121100006214000077 на поставку наборов учебных реквизитов запахов взрывчатых веществ, наборов химических имитаторов запахов наркотических веществ для ГУ МВД России по Ставропольскому краю,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от ООО ПК "Реквизит" на действия заказчика - ГУВД по СК, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121100006214000077 на поставку наборов учебных реквизитов запахов взрывчатых веществ, наборов химических имитаторов запахов наркотических веществ для ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация заказчика сформирована с нарушением требований Закона о контрактной системе.
22.08.2014 г. в ходе заседания Комиссии по контролю в сфере закупок при рассмотрении жалобы ООО ПК "Реквизит" представители заказчика по доверенности поддержали доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считают, что аукционная документация сформирована согласно требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав и оценив в совокупности, имеющиеся в деле документы, выслушав доводы представителя заказчика, проведя в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки, установила следующее:
31.07.2014 г. государственным заказчиком - ГУВД по СК на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru было опубликовано Извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку наборов учебных реквизитов запахов взрывчатых веществ, наборов химических имитаторов запахов наркотических веществ для ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как показала проверка и анализ предоставленных документов предметом аукциона является поставка наборов учебных реквизитов запахов взрывчатых веществ, а так же наборов химических имитаторов запахов наркотических веществ.
Заказчик не требует от Поставщика "санитарно-эпидемиологическое заключение" на вид деятельности, а требует "экспертное заключение".
Согласно п. 2 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.
Согласно п.8 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз оформляются в виде экспертного заключения.
Таким образом, исходя из приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 экспертное заключение - это документ, выдаваемый по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.
Т.е. экспертное заключение выдается не только на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы, но и на основании иных видов оценок - обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Правовое понятие "санитарно-эпидемиологическое заключение" имеет другое содержание.
Согласно п.1 федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Согласно п.2 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
Получение санитарно-эпидемиологического заключения не является обязательной процедурой для оформления Роспотребнадзором экспертного заключения для участника размещения заказа.
В частности, в соответствии с п. 10 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:
- нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);
- протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);
- образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;
- потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;
- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Из изложенного видно, что для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции требуется санитарно-эпидемиологическое заключение (о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов), но только в тех случаях, которые предусмотрены законом.
В законе, а именно в п.6 Приложения N 2 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 содержится исчерпывающий перечень видов деятельности в отношении которых у хозяйствующих субъектов имеется обязанность оформлять санитарно-эпидемиологическое заключение. Деятельность по производству запаховых имитаторов в этом перечне отсутствует. Таким образом, Поставщику не требуется оформлять санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности для подачи документов на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях последующего получения экспертного заключения Роспотребнадзора.
Закон не ограничивает возможность получения экспертного заключения Роспотребнадзора на любой товар, независимо от того подлежит или не подлежит этот товар обязательному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) при совершении с ним экспортно-импортных операций.
Согласно п.5 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга, - проводятся без взимания платы. В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.
При этом в силу согласно п.8 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз оформляются в виде экспертного заключения Роспотребнадзора.
Таким образом, оценки товара Роспотребнадзором могут проводиться не только в целях государственного надзора (без взимания платы), но и по заявлениям юридических лиц на договорной (платной) основе.
В аукционной документации правильно указано наименование документа, который участник размещения заказа обязан представить, поскольку такое наименование установлено правовым актом - приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (п.2 Приложения N 1 к указанному приказу).
Непонятно по какой причине ООО "ПК Реквизит" решил, что Заказчик в аукционной документации требует "санитарно-эпидемиологическое заключение". Этого нет. Заказчик требует "экспертное заключение Роспотребнадзора".
Для получения "экспертного заключения Роспотребнадзора" участник закупки достаточно подать в Роспотребнадзор заявление на проведение санитарно-эпидемиологической эксперты, исследования, обследования товара (в порядке, предусмотренном п.5 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224) и приложить к этому заявлению документы и образец товара в порядке, предусмотренном п. 10 Приложения N 1 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.
Так же ставропольское УФАС России считает несостоятельным довод заявителя жалобы об ограничении конкуренции допущенное заказчиком путем установления требований к товару, установленные в техническом задании (по тексту жалобы) поскольку в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе поступило 3 аукционные заявки в результате три заявки участников были признаны соответствующими требованиям аукционной документации, что как следствие свидетельствует том, что каждый из них мог поставить требуемый заказчиком товар.
Кроме того, комиссией установлено, что в аукционной документации установлены требования к товару в целях реализации потребностей заказчика в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а сведения, запрещенные к указанию в силу требований законодательства о контрактной системе в документации - отсутствуют.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика - ГУВД по СК нарушений Законодательства о закупках при формировании аукционной документации не установлено.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО ПК "Реквизит" на действия заказчика - ГУВД по СК, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121100006214000077 на поставку наборов учебных реквизитов запахов взрывчатых веществ, наборов химических имитаторов запахов наркотических веществ для ГУ МВД России по Ставропольскому краю - необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 августа 2014 г. N 1557
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2014