Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А - начальника
отдела контроля в сфере закупок;
Вагас М.А. - старшего государственного инспектора
отдела контроля в сфере закупок;
Романовой К.Е. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- Савенкова А.В. - представителя уполномоченного органа - Департамента контрактной системы Кемеровской области (по доверенности);
рассмотрев дело N 227/З-2014, возбужденное по признакам нарушения аукционной комиссией Департамента контрактной системы Кемеровской области законодательства в сфере закупок, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г.,
установила:
05.08.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "СтройКом" (вх. N 2364э от 05.08.2014 г.) на действия аукционной комиссии Департамента контрактной системы Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме N Ц00-2394-14-ЭА 0139200000114003484 на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ по адресу: г. Новокузнецк, ул. Веры Соломиной, 12А.
В своей жалобе ООО "СтройКом" ссылается на необоснованный отказ в допуске в связи с указанием им в пунктах 5, 13 перечня используемых материалов его заявки конкретных характеристик используемого товара.
На доводы жалобы ООО "СтройКом" принесен отзыв Департамента контрактной системы Кемеровской области исх. N ДКС-01/11/860 от 07.08.2014 г., в котором уполномоченный орган ссылается на отсутствие указания ООО "СтройКом" в его заявке в качестве характеристик используемого товара светло-бежевой и светло-серой краски цветной, битума нефтяного дорожного марки БНД 90/130, характеристики которых в ассортименте обязательно к использованию в составе материала, указанного в техническом задании документации.
29.07.2014 г. аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на предмет их соответствия требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме и ФЗ N44-ФЗ.
По итогам рассмотрения первых частей заявок участников в отношении ООО "СтройКом"" было вынесено решение о несоответствии первой части заявки (порядковый N4), из-за непредоставления сведений о конкретных показателях используемых товаров, установленных в пунктах 5, 13 технического задания. В заявке участника в качестве характеристик товара не используются такие характеристики как светло-бежевая и светло-серая краска цветная, битумы нефтяные дорожные марки БНД 90/130, но они предусмотрены в техническом задании аукционной документации как необходимые для выполнения работ "в ассортименте".
В процессе рассмотрения указанной жалобы, проведения внеплановой проверки порядка проведения аукциона в электронной форме N Ц00-2394-14-ЭА 0139200000114003484 на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ по адресу: г. Новокузнецк, ул. Веры Соломиной, 12А Кемеровским УФАС России, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
09.07.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N Ц00-2394-14-ЭА 0139200000114003484 на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ по адресу: г. Новокузнецк, ул. Веры Соломиной, 12А и аукционная документация.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок от 29.07.2014 г., было рассмотрено 7 (семь) заявок участников закупки. Заявки участников закупки порядковые NN 1,7 допущены, заявки участников закупки порядковые NN 2-6, в том числе заявка ООО "СтройКом" отклонены в связи с непредоставлением характеристик используемых в работе товаров, соответствующих требованиям аукционной документации, отсутствием конкретных характеристик используемых товаров. Основная причина отклонения всех заявок выражается словами: не представлены конкретные показатели используемых товаров, установленных в тех или иных пунктах технического задания аукционной документации.
Протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 04.08.2014 г. заявка участника порядковый номер 7 (ООО "Немецкие технологии") с ценой предложения 6 045 000 руб. и заявка участника порядковый номе 1 (ООО "Крон-Строй") с ценой предложения 6 076 000 руб. признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Победителем признано ООО "Немецкие технологии".
Представителем заказчика была озвучена позиция о том, что из пунктов 5, 13 технического задания аукционной документации им было необходимо получить от участников закупки конкретные характеристики используемого материала. Поскольку они сопровождаются словами "в ассортименте", то необходим было использовать в работе все указанные материалами с указанными характеристиками в ассортименте, а не делать выбор в пользу одной марки (одного цвета) используемого товара. По мнению представителя уполномоченного органа, когда характеристики используемого материала технического задания содержат перечисления схожих характеристик материалов, то выражение их через запятую обозначает, что должны быть предложены все характеристики, описываемых через запятую.
Доводы жалобы ООО "СтройКом" расцениваются Комиссией Кемеровского УФАС России как обоснованные, исходя из следующего:
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно требованиям части 2 пункта 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен осуществлять использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки произведено Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ 44-ФЗ, поскольку характеристики материалов установлены в соответствии с Техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ.
В техническом задании к данному аукциону установлены следующие требования к используемым в процессе выполнения работ материалам, в которых имеется выбор нескольких характеристик используемого товара:
Перечень используемых материалов:
N п/п |
Характеристика и требования Заказчика к используемым материалам |
Ед.изм |
Кол. |
Предложение участника по наименованию, характеристике используемого материала |
Наименование места происхождения товара, наименование производителя используемого материала |
2 |
Детали к асбестоцементным листам волнистым: среднего профиля, коньковые перекрываемые и перекрывающие |
100 пар |
0,22 |
|
|
4 |
Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем в ассортименте: квадратные и прямоугольные |
м2 |
55,52 |
|
|
5 |
Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ МА-25 в ассортименте: розово-бежевая, светло-бежевая, светло-серая |
т |
0,0075 |
|
|
13 |
Битумы нефтяные дорожные марки в ассортименте: БНД-60/90, БНД 90/130 |
т |
0,12 |
|
|
32 |
Угол из оцинкованной стали с полимерным покрытием в ассортименте: наружный и внутренний |
п.м. |
657,74 |
|
|
89 |
Плиты или маты теплоизоляционные |
м3 |
55,13 |
|
|
* Если в требованиях заказчика к выполняемым работам и используемым материалам присутствуют слова "или эквивалент", то в этом случае участник закупки должен сформулировать своё предложение в виде конкретного наименования и указать конкретную марку (товарный знак) используемого материала (в соответствии с п.п. а, п.3, ч.3, ст.66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
** В случае отсутствия в требованиях заказчика указания на товарный знак используемого товара, участнику закупки необходимо указать конкретные показатели используемого товара и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (в соответствии с п.п. б, п.3, ч.3, ст.66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
*** В случае если при выполнении работ будет использоваться товар, участнику закупки необходимо указать наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (в соответствии с п.п. б, п.3, ч.3, ст.66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Таким образом, из указанных требований аукционной документации не следует, что в случае описания характеристик через запятую, необходимо описание всех указанных характеристик используемого материала.
Следовательно, требованию конкретности описания характеристик товара будут соответствовать только такие, в которых сделан выбор в пользу одной из характеристик используемого материала.
Согласно требованиям части 1 статьи 2 ФЗ N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно требованиям пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно требованиям части 1 статьи 67 ФЗ-44 аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 ФЗ-44, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 29.07.2014 г. следует, что заявки участников закупки порядковые номера 2, 3, 4 (ООО "СтройКом"), 5 отклонены по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ, из-за неуказания в пунктах 5, 13 заявки показателей материала, соответствующих значению, установленному в техническом задании аукционной документации.
Как следует из письменных пояснений представителя уполномоченного органа, отклонение данных заявок производилось по причине отсутствия указания всех характеристик материала, которые перечислены через запятую и имеющих сопровождение словом "в ассортименте". Отклонение произведено по причине описания характеристик, указанных в техническом задании, через запятую, как не содержащих описание всех указанных характеристик используемого материала.
Согласно требованиям пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно требованиям части 4 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия Кемеровского УФАС России соглашается с позицией ООО "СтройКом" о том, что соблюдение правил описания характеристик в виде указания ее конкретного показателя обозначает то, что участник закупки должен сделать выбор в пользу одной из характеристик, упомянутой через запятую, либо предложить несколько схожих характеристик, но указать соответствующий каждой из характеристик объем, который будет соответствовать в сумме общему объему используемого материала.
В заявке участника закупки порядковый номер 4 (ООО "СтройКом") в пунктах 5 и 13 сделан выбор в пользу указания конкретной характеристики используемой краски - розово-бежевая с указанием конкретного объема этой краски, битумов нефтяных - марки БНД 60/90 с указанием конкретного объема битумов.
Согласно требованиям части 5 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ отказ в допуске по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ, не допускается. Следовательно, причины отклонения заявки ООО "СтройКом" по пунктам 5, 13 перечня используемых материалов не соответствуют требованиям аукционной документации, произведено в нарушение требований части 5 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ. Однако, у данного участника по пункту 2 перечня используемых материалов отсутствует выбор об объемах каждого из двух характеристик используемого товара: деталей к асбестоцементным листам волокнистым, не сделан выбор в пользу конкретных объемов перекрываемых и перекрывающих деталей, что приводит к выводу о том, что заявка ООО "СтройКом" подлежала отклонению по указанным основаниям по пункту 2 перечня используемых материалов.
Комиссией Кемеровского УФАС России проведен анализ заявок участников закупки порядковые номера 1 и 7. Из указанного анализа следует, что в пунктах 2, 4, 5, 13, 32 (участник N 1) и пунктах 4, 5, 13, 32 (участник N 7) не сделан выбор по объемам каждой из характеристик используемого товара, оговорка в указанных пунктах заявки участника закупки порядковый номер 1 - конкретный объем по согласованию с заказчиком, указывает на отсутствие конкретных характеристик используемых товаров, указанных в техническом задании документации через запятую.
Со стороны аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента контрактной системы Кемеровской области при рассмотрении первых частей заявок ООО "Немецкие технологии" и ООО "Крон-Строй" допущено нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 67 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройКом" на действия аукционной комиссии Департамента контрактной системы Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме N Ц00-2394-14-ЭА 0139200000114003484 на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ по адресу: г. Новокузнецк, ул. Веры Соломиной, 12А обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Департамента контрактной системы Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме N Ц00-2394-14-ЭА 0139200000114003484 на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ по адресу: г. Новокузнецк, ул. Веры Соломиной, 12А нарушившей требования пункта 1 части 4 статьи 67, части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок.
4 . Передать материалы дела N 217/З-2014 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Вагас М.А.
Романова К.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 8 августа 2014 г. N 227/З-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2014