Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 июля 2014 г. N 106/2014
Резолютивная часть объявлена 25 июля 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 106/2014 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "СМУ-22" (далее - ООО "СМУ-22", заявитель) на действия заказчика - Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области (далее - заказчик) при определении подрядчика способом электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Водоснабжение восточной части п. Пристень Пристенского района Курской области (2-й комплекс)" (извещение N 0144300003814000006), в присутствии представителя Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области (по доверенности), в отсутствие представителя ООО "СМУ-22" (надлежаще уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела), личность удостоверена на основании документов, удостоверяющих личность,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России (далее - Управление) по подведомственности из ФАС России 18.07.2014 г. поступила жалоба ООО "СМУ-22" (вх. N 3862) на действия заказчика - Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области при определении подрядчика способом электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Водоснабжение восточной части п. Пристень Пристенского района Курской области (2-й комплекс)" (извещение N 0144300003814000006), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
По мнению заявителя, заказчиком в аукционной документации необоснованно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства", что влечет за собой необоснованное ограничение количества участников аукциона.
Кроме того, заявитель указывает, что в проекте контракта заказчиком установлены размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств с отступлением от требований пунктов 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе..." и постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
На заседании Комиссии представитель заказчика - Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области возражал против доводов жалобы заявителя, указав, что при установлении требований к участникам аукциона и перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, в документации об электронном аукционе заказчик действовал в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе...".
По вопросу определения в проекте контракта размера штрафных санкций в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заказчиком или подрядчиком обязательств, представитель заказчика пояснил, что при подготовке документации заказчиком была допущена техническая ошибка, которая, по мнению заказчика, не влечет серьезных нарушений, поскольку величина штрафа увеличена в отношении обеих сторон, и соответственно не ограничивает потенциального количества участников данного аукциона.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено следующее.
30.06.2014 г. в 22 ч. 01 мин. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0144300003814000006, аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 078 440 (шесть миллионов семьдесят восемь тысяч четыреста сорок) рублей 00 коп.
Согласно представленному в материалах дела постановлению "О создании единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области" N 235 от 31.12.2013 г., заказчиком создана единая комиссия по осуществлению закупок для нужд заказчика и утверждено Положение о единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области.
Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона N 0144300003814000006, заказчиком осуществляется определение подрядчика на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Водоснабжение восточной части п. Пристень Пристенского района Курской области (2-й комплекс)".
В пункте 22 части II "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе (закупка N 0144300003814000006) заказчиком включено требование о предоставлении в составе заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам строительно-монтажных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" по следующим позициям:
"3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)
4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин
4.4. Тампонажные работы
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций
10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб
12.4. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями)
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
22.4. Устройство сооружений переходов под линейными объектами (автомобильные и железные дороги) и другими препятствиями естественного и искусственного происхождения
22.5. Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения
23.32. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами".
Как пояснил представитель заказчика - при подготовке документации об аукционе заказчиком в пункте 1.5 проекта контракта было указано, что выполнение работ осуществляется подрядчиком своими силами и средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями контракта.
Вместе с тем, в аукционной документации заказчиком требования о выполнении работ подрядчиком исключительно своими силами и средствами указано не было.
Часть 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." предусматривает, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе..." участник закупок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупок.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную работу лично.
Как установлено пунктом 10 статьи 70 "О контрактной системе..." контракт заключается на условиях указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, условие о том, что подрядчик обязан выполнить работу лично, должно быть указано заказчиком в аукционной документации.
Учитывая, что заказчиком - Администрацией поселка Пристень Пристенского района Курской области в аукционной документации не установлено требование о выполнении работ своими силами, условием допуска к участию в электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Водоснабжение восточной части п. Пристень Пристенского района Курской области (2-й комплекс)" является наличие у участника закупок свидетельства о допуске к работам по организации строительства или, в случае выполнения лицом работ лично, наличие соответствующего свидетельства о допуске к отдельным видам работ.
Таким образом, установление заказчиком в документации об аукционе в электронной форме требований об обязательном предоставлении свидетельства о допуске к выполнению конкретных видов работ противоречит требованиям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1 и 6 статьи 31, части 10 статьи 70 ФЗ "О контрактной системе..." и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе_" в контракт включаются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае нарушения одной из сторон обязательств по контракту другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Положения ФЗ "О контрактной системе_" устанавливают ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 34 "О контрактной системе_" размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) установлен порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.
В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе_".
Пункт 4 Правил устанавливает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 2 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако заказчиком в проекте контракта определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств, подрядчик уплачивает штраф в виде фиксированной суммы, определенной как 10 % цены контракта, а за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств, заказчик уплачивает штраф в виде фиксированной суммы, определенной как 2, 5 % цены контракта.
Таким образом, с учетом определенной начальной (максимальной) цены контракта, в размере 6 078 440 (шесть миллионов семьдесят восемь тысяч четыреста сорок) рублей 00 коп., заказчиком неправомерно установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее обязательств, предусмотренных контрактом, и допущено нарушение пунктов 5 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе_", отступление от требований пунктов 4 и 5 постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В связи с тем, что установленные Комиссией Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушения в действиях заказчика носят неустранимый характер, при выявленных обстоятельствах, на основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-22" обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию поселка Пристень Пристенского района Курской области нарушившим требования части 10 статьи 70, пунктов 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Выдать заказчику - Администрации поселка Пристень Пристенского района Курской области предписание об аннулировании определения подрядчика.
4. Передать материалы дела от 22.07.2014 г. N 106/2014 соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 июля 2014 г. N 106/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2014