Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 июля 2014 г. N 1107-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Мурашко Е.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Анисимова Р.Г. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации муниципального образования "Каменский городской округ"-Кошкарова Алексея Юрьевича (доверенность N 72-А от 21 июля 2014 г.), Мешковой Елены Викторовны (доверенность N 73-А от 21 июля 2014 г.), Петрушковой Екатерины Владимровны (доверенность N74-А от 21 июля 2014 г.), Икрениковой Марины Эрнестовны (доверенность N75-А от 21 июля 2014 г.),
- взаявителяв лице ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К" - Сутормина Кирилла Игоревича (доверенность б/н от 01.07.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К" (624130, Свердловская обл., г.Новоуральск, ул. Заречная, д.6, оф.5) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации муниципального образования "Каменский городской округ", (623462, Свердловская обл., г.Каменск-Уральский,пр. Победы, 38а), при проведении закупки путемэлектронного аукциона (извещение N 0162300011214000012) на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Газоснабжение села Большая Грязнуха Каменского района Свердловской области" протяженностью 18,145 км.в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО"ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К" (вх. N 01-13628 от 17.07.2014) на действия (бездействие) заказчикав лицеАдминистрации муниципального образования "Каменский городской округ"при проведении закупки в формеэлектронного аукциона (извещение N 0162300011214000012)на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Газоснабжение села Большая Грязнуха Каменского района Свердловской области" протяженностью 18,145 км., соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К" указал на нарушения заказчиком положений документации, которые не соответствуют Закону о контрактной системе в части установления требований к правомочности, а также указал на отсутствие части материалов в проектно-сметной документации.
ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К"проситпровести внеплановую проверку, признать действия заказчика незаконными иобязать заказчика устранить нарушение законодательства.
Представители заказчикас доводами заявителя не согласились, просилипризнать жалобу ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К" необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
01 июля 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300011214000012и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 41 498 980 (сорок один миллиончетыреста девяносто восемьдевятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.
14 июля 2014 года на официальном сайте в сети Интернет опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 14.07.2014 NРД1.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
При этом ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, заказчиком, в пункте 25 Извещения о проведении аукциона в электронной форме установлено требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пп.1 и 2 ч.1 и ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Данное требование установлено заказчиком в нарушение ч.6 ст. 66 и ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Однако, ввиду того, что заказчиком не конкретизирован документ, подлежащий представлению в качестве документа подтверждающего правомочность участника, данное требование фактически не применимо и не может оказать влияние на результаты торгов.
Согласно п.3 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Пунктом 4.2.1 Документации об электронном аукционе установлено требование к составу первой части заявки в соответствии с п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Заказчиком дано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 14.07.2014 NРД1, содержащее информацию, что одного согласия в составе первой части заявки будет недостаточно, необходимо указание конкретных характеристик товаров, используемых при выполнении работ.
Частью 5 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Вместе с тем, комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком в положениях документации не установлены конкретные показатели используемых при выполнении работ товаров, а, следовательно, установлено требование о представлении одного согласия на выполнение работ в первой части заявки.
Таким образом, в нарушение ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе заказчика от 14.07.2014 NРД1 изменяют ее суть.
В соответствии с ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Кроме того, заказчиком в нарушение ч.6 ст.70 Закона о контрактной системе в пункте 32 Информационной карты электронного аукциона установлено требование к обеспечению исполнения контракта в виде представления оригинала банковской гарантии.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе регламентирована процедура заключения контракта, которая будет соблюдена сторонами в безусловном порядке. Действующее законодательство не содержит запретов на включение заказчиком требований на представление документов после представления контракта, следовательно, данное нарушение не влияет на результаты торгов.
Пунктом 14 Информационной карты электронного аукциона установлена начальная (максимальная) цена контракта в размере 37 870 210 рублей 00 копеек. Вместе с тем, сводный сметный расчёт содержит цену 40 274 160 рублей. Однако в сметный расчёт входят затраты заказчика на выполнение функций технического надзора в отношении объекта закупки. В связи с этим начальная (максимальная) цена контракта установлена без учета указанных затрат.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС не выявлено нарушений законодательства о контрактной системе по данному основанию.
В ходе рассмотрения материалов дела, Комиссией Свердловского УФАС было установлено, что к документации о закупке приложены рабочие файлы, которые в полном объеме содержат всю необходимую для участников закупки информацию о графике финансирования и календарного плана работ.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС не выявлено нарушений законодательства о контрактной системе по данному основанию.
В своей жалобе ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К" указывает, что документация о закупке содержит проектно-сметную документацию, размещенную на официальном сайте, не в полном объеме. Вместе с тем, в ходе рассмотрения материалов дела, Комиссией Свердловского УФАС было установлено, что документация о закупке, размещенная на официальном сайте, содержитпроектно-сметную документацию в полном объеме.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАСне выявлено нарушений законодательства о контрактной системе по данному основанию.
Частью 4 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.4-5 ст.34 Закона о контрактной системе:
4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Фиксированный размер штрафа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом устанавливается в соответствии с п.4-5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
При этом, в разделе 8 Проекта муниципального контракта не указан фиксированный размер штрафа и неустойки, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, в действиях заказчика выявлено нарушение ч.4-5 ст.34 Закона о контрактной системе.
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 24.07.2012 г. N498, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ПЕРВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ-К"признать обоснованной в частиустановления требований к правомочности.
2.В действиях заказчика в лице Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" выявлены нарушения, ч.6 ст. 70, ч.5 ст. 65, ч.1 ст.31, ч.6 ст.66, ч.4-5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику в лицеАдминистрации муниципального образования "Каменский городской округ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по ч.4-5 ст. 34 Закона о контрактной системе. По выявленным нарушениям ч.6 ст. 70, ч.5 ст. 65, ч.1 ст.31, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе предписание не выдавать в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результаты торгов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии Е.Н. Мурашко
Р.Г. Анисимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 июля 2014 г. N 1107-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2014