Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 21 августа 2014 г. N 84
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -А.С. Уракчиева - руководителя управления
Членов Комиссии -Г.П. Авраховой- зам. руководителя управления -
начальника отдела госзакупок и рекламы;
- Р.Х. Туркменовой - гл. специалиста-эксперта;
- И.Р. Ахба - специалиста - эксперта;
- Ж.П. Шведовой - специалиста 2 разряда;
в отсутствии представителяОбщероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (115093, г. Москва, ул. Дубининская, д.90) (далее - Заявитель) не явился, извещен, в присутствии представителяФедерального казенного учреждения"Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики Федерального дорожного агентства"(369000, КЧР, г. Черкесск, Космонавтов, 60а) (далее -Заказчик)-Удовенко М.А. по доверенностиN33 от 21.08.2014 г. (далее - представитель Заказчика),
рассмотрев жалобу Заявителя на действияЗаказчика, содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупокпри проведенииконкурса с ограниченным участием на: "Выполнение дорожных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-165 Лермонтов-Черкесск на участке км 41+000 - км 65+000, II этап км 53+000 - км 65+000 в Карачаево-Черкесской Республике" (уникальный номер на официальном сайте zakupki.gov.ru N0379100003314000022)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС по КЧР 14.08.2014 г. поступила жалоба от Заявителя на действия -Заказчика.
Заявитель указывает, что действия Заказчика выразились в неверном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме конкурса с ограниченными участием, что нарушает требования ч.2 ст.56 Закона N44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ. В обоснование своих доводов Заявитель указывает следующее.
По смыслу п.6 Перечня случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.2 ст.56 Закона N44-ФЗ для осуществления Заказчикам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий:
объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Заявитель указывает, что предметом закупки является "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-165 Лермонтов-Черкесск на участке км 41+000 - км 65+000, II этап км 53+000 - км 65+000 в Карачаево-Черкесской Республике" и указанный объект, по мнению Заявителя, не отнесен ч.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам.
Кроме того, Заявитель указывает, что в проекте контракта имеются ссылки на проектную документацию в то время как в конкурсной документации на выполнение работ по объекту: "капитальный ремонт автомобильной дороги на объекте капитального строительства, размещенной на официальном сайтеzakupki.gov.ru под номером 0379100003314000022 отсутствует проектная документация в нарушение требований ч.3 ст.56, ч.1 ст.48, п.1 ч.1 ст.50 Закона N44-ФЗ.
Заявитель просит приостановить определения поставщика (подрядчика, исполнителя), провести внеплановую проверку и обязать Заказчика устранить нарушения действующего законодательства РФ путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя, исполнителя).
Представитель Заказчика не согласиласьс доводами жалобы, просит признать их необоснованными по следующим основаниям.
1.Заказчик имеет правовые основания для осуществления закупки по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-165 Лермонтов-Черкесск на участке км 41+000 - км 65+000, II этап км 53+000 - км 65+000 в Карачаево-Черкесской Республике" путем проведения конкурса с ограниченным участием согласно п.6 Перечня постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с которым выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
2.Что касается отсутствия в конкурсной документации проектной документации Представитель Заказчика пояснила, что на момент размещения извещения 13.08.2014 г. на официальном сайте zakupki.gov.ruвозникли технические неполадки в связи с чем проектная документация была размещена 15.08.2014 г.
Представитель Заказчика сообщила, что Заказчиком 20.08.2014 г. принято решение об отмене определения поставщика путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием под номером 0379100003314000022.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, доводы участвующих в деле лиц Комиссия Управления ФАС по КЧР установила:
13.08.2014 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участиемна: "Выполнение дорожных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-165 Лермонтов-Черкесск на участке км 41+000 - км 65+000, II этап км 53+000 - км 65+000 в Карачаево-Черкесской Республике" (уникальный номер на официальном сайте zakupki.gov.ru N0379100003314000022).
Начальная максимальная цена составляет 572 286830 руб. 00 коп.
Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием от13.08.2014 г. выполнение указанных работ отнесены к коду 45.23.11.199.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона N44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.2 ст.24 Закона N44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из ч.2 ст.48 Закона N44-ФЗ Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Ч.2 ст.59 Закона N44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года N2019-р.
В указанный Перечень включен, в том числе, код 45 "Работы строительные (кроме кода 45.12)" со сноской <6>: За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
В силу части 1 статьи 56 Закона под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Ч.2 ст.56 Закона N44-ФЗ установлено, что Заказчик осуществляет закупки пу-тем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехноло-гичного или специализированного характера способны осуществить только постав-щики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, рабо-там, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложно-сти, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполни-тели), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правитель-ством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памят-ников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Россий-ской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо цен-ных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения ра-бот, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполните-лей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитари-ям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Перечень) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1089.
В пункте 6 Перечня установлен следующий случай: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Учитывая положение указанного Перечня следует вывод о том, что конкурс с ограниченным участием может проводится в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения с начальной (максимальной ценой) контракта превышающей 150 млн. рублей, и следовательно, у Заказчика имелись правовые основания для осуществления закупки указанных работ на: "Выполнение дорожных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-165 Лермонтов-Черкесск на участке км 41+000 - км 65+000, II этап км 53+000 - км 65+000 в Карачаево-Черкесской Республике" с начальной(максимальной) ценойконтракта в размере 572 286 830 руб. 00 коп. путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, принимая во внимание положения ч.2 ст.56 Закона и п.6 Перечня, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона N44-ФЗ в части выбора способа определения поставщика при осуществлении данной закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
2. Материалами дела и пояснениями представителя Заказчика подтверждается, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru 13.08.2014 г., а проектная документация размещена 15.08.202014г.
Согласно ч.3 ст.56 Закона N44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона N44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч.3 ст.50 Закона N44-ФЗ Размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом, описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Ч.2 ст.33 Закона N44-ФЗ определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно ч.2 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Следовательно, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчиком на момент размещения извещения о проведении конкурса с ограниченным участием с отсутствием проектной документации в составе Конкурсной документациина официальном сайте 13.08.2014 г. было допущено нарушение п.1ч.1 ст.50, п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона N44-ФЗ.
3.1. Федеральным законом N140-ФЗ от 04.06.2014 г. п.2 ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ признан утратившим силу.
В информационной карте конкурсной документации (п.12) установлено неправомерное требование к участникам закупки подтвержденияправомочности участника закупки заключать контракт.
3.2. п.п.1.2.п.17 информационной карте конкурсной документацииустановлено, что участнику необходимо продекларировать соответствие участника конкурса требованиям, установленным п.п. 3-8 ч.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
П.2 ч.3 ст.49 установлено, что требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N44-ФЗ.
Согласно п.4 ч.1 ст. 50 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.5 ст.51 Закона N44-ФЗ требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
П.8 ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ устанавливает требование к обладанию участникам закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Заказчик при исполнении контракта по результатам проведения конкурса на: "Выполнение дорожных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-165 Лермонтов-Черкесск на участке км 41+000 - км 65+000, II этап км 53+000 - км 65+000 в Карачаево-Черкесской Республике" не приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, то, соответственно, установление требования о декларировании участником закупки соответствия требованию, указанному в п. 8 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ информационной карте конкурсной документации, неправомерно.
Согласно ч.6 ст.31 Закона N44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком было допущено нарушение ч.6 ст.31, ч.5 ст.51 Закона N44-ФЗ.
При этом Заказчик в установленный законом срок отменил процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) под номером 0379100003314000022.
Ч.1 ст.36 Закона N44-ФЗ определено, что Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам.
Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием от13.08.2014 г. дата и время окончания подачи заявок (по местному времени) - 03.09.2014 г. 09-00.
Таким образом, указанные нарушения Заказчиком устранены путем отмены конкурса с ограниченным участием под номером 0379100003314000022, что подтверждается размещением извещенияна официальном сайте об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.08.2014 г.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части не размещения Заказчиком на Официальном сайте zakupki.gov.ru проектной документации.
2. Признать Заказчика нарушившим требования п.1 ч.1 ст.50, п.1 ч.1, ч.2 ст.33,
ч.6 ст.31, ч.5 ст.51 Закона N44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении конкурса с ограниченным участием под номером 0379100003314000022 отменено 20.08.2014 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии Г.П. Аврахова
Р.Х.Туркменова
И.Р. Ахба
Ж.П. Шведова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 21 августа 2014 г. N 84
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2014