Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 11 августа 2014 г. N 206
Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2014
Полный текст решения изготовлен 13.08.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; Макаровой С.П. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ЗАО "Автомост-Чита" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Тура на км. 91-938 А-350 Чита-Забайкальск-граница с Китайской Народной Республикой (N0391100002014000027)
в присутствии: представителей государственного заказчика Казанцевой М.В. (доверенность от 15.05.2014 N14), Еремеева А.Ю. (доверенность от 13.08.2013 N13), представителей ЗАО "Автомост-Чита" Гринько Д.Н. (доверенность от 09.04.2012), по устному ходатайству представителя ЗАО "Автомост-Чита" в заседании комиссии принимал участие представитель Азиатско-тихоокеанского банка Пушкарев А.Н.(доверенность от 12.03.2014),
УСТАНОВИЛА:
01 августа 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ЗАО "Автомост-Чита" на отказ заказчика от заключения контракта по итогам проведения аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Тура на км. 91-938 А-350 Чита-Забайкальск-граница с Китайской Народной Республикой.
Заявитель полагает, что заказчиком нарушен срок, предусмотренный частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе. Банковская гарантия была представлена 25.08.2014, а заказчик уведомил об отказе 31.08.2014, обязан был 30.08.2014. Кроме, того, уведомление об отказе не содержит указания на непосредственную причину, послужившей причиной отказа.
Заявитель считает, что предъявленная банковская гарантия соответствует требованиям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и просит признать действия заказчика незаконными.
Представители государственного заказчика с требованиями заявителя не согласились, пояснив следующее.
Поступившая банковская гарантия рассмотрена государственным заказчиком в сроки, установленные частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе, так как согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступлением события, которым определено его начало.
Пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В Приложении N 3 к документации об электронном аукционе содержится примерная форма банковской гарантии, в пункте 1.1 которой указаны обязательства принципала, исполнение которых должно обеспечиваться банковской гарантией -неисполнение и/или ненадлежащее исполнение принципалом своих обязательств по контракту (включая случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств в гарантийный период, а также обязательств по оплате штрафных санкций, предусмотренных контрактом, убытков, которые понес бенефициар вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, обязательств по возврату неотработанного аванса).
В пункте 2 представленной ЗАО "Автомост-Чита" банковской гарантии N 1462/0000159.1 указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается гарантией: выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Тура км 91+938 А-350 Чита - Забайкальем - граница с Китайской Народной Республикой.
При такой редакции указанного пункта банковской гарантии не определено, при каких нарушениях контрактных обязательств, принципалом бенефициар вправе предъявить требование о выплате по банковской гарантии.
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона. Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривает, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Такое же требование установлено в документации об электронном: аукционе.
Пункт 4 представленной банковской гарантии устанавливает, что гарантия предоставляется на срок с 24 июля 2014 по 23 декабря 2015.
Документацией об электронном аукционе и проектом контракта установлено, что срок действия контракта с момента его заключения до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. В обязательства принципала по контракту входят гарантийные обязательства, максимальный срок исполнения которых 8 лет с момента подписания акта ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, срок действия банковской гарантии не соответствует сроку, установленному законом, документацией oб электронном аукционе и проектом контракта.
Частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), |в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Такое условие предусмотрено документацией об электронном аукционе, однако оно отсутствует в представленной ЗАО "Автомост-Чита" банковской гарантии.
На основании изложенного представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
21.05.2014 заказчиком опубликовало на официальном сайте www.zakupki,gov.ru извещение N 0391100002014000027 о проведении аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Тура на км 91+938 А-350 Чита - Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой, Забайкальский край". Начальная цена контракта -55 913 520,00 рублей.
На участие в аукционе поступило 4 заявки, из которых 2- отклонены.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.07.2014 победителем электронного аукциона признано ЗАО "Автомост-Чита"
24.07.2014 заказчиком на сайте электронной площадки "Единая электронная торговая площадка" (roseltorg.ru) размещен проект контракта.
28.07.2014 от оператора электронной площадки Заказчик получил уведомление о поступлении проекта контракта, подписанного победителем аукциона и обеспечение исполнения - банковская гарантия N 1462/0000159.1 (без указания даты выдачи).
31.07.2014 Заказчиком размещено уведомление от 30.07. 2014 N 06/1722 об отказе в принятии банковской гарантии, как не соответствующей требованиям пункта 2 и 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт и обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Установлено, что проект контракта и банковская гарантия N 1462/0000159.1 выданная Азиатско-Тихоокеанским банком поступили заказчику от оператора электронной площадки 28.07.2014.
31.07.2014 заказчик разместил на электронной площадке уведомление от 30.07. 2014 N 06/1722 об отказе в принятии банковской гарантии.
Таким образом, поскольку в силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступлением события, которым определено его начало, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение сроков рассмотрения банковской гарантии.
Требования к содержанию банковской гарантии установлены в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Установленные требования отражены в разделе 16 аукционной документации. Предлагаемая форма банковской гарантии содержится в Приложении N 3 документации об аукционе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Обязательства принципала, установлены заказчиком в пункте 1.1. предлагаемой форме банковской гарантии: "Гарант принимает на себя обстоятельства включающие случаи неисполнение и/или ненадлежащее исполнение Принципалом своих обязательств по контракту (включая случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств в гарантийный период, а также обязательств по оплате штрафных санкций, предусмотренных контрактом, убытков, которые понес бенефициар вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, обязательств по возврату неотработанного аванса)".
В пункте 2 банковской гарантии значится: "обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечиваются Гарантией: выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Тура км 91+938 А-350 Чита-Забайкальск - граница с Китайской Народной Республикой".
Комиссия находит доводы представителя заказчика, что обязательства Принципала, в заявленной редакции, не определяют при каких нарушениях контрактных обязательств, Бенефициар вправе предъявить требование о выплате по банковской гарантии.
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривает, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно аукционной документации и пункта 5.1 проекта контракта, срок выполнения контракта определяется с момента заключения контракта до окончания выполнения работ.
Пунктом 18.6 проекта контракта установлено, что срок действия контракта определяется с момента заключения контракта до полного исполнение сторонами своих обязательств по контракту. Гарантийные обязательства отражены в приложении N 6 контракта, максимальный срок исполнения которых составляет 8 лет с момента подписания акта ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с банковской гарантией, срок гарантии предоставляется на срок с 24 июля 2014 года по 23 декабря 2015 года, что не соответствует сроку действия контракта и нарушает требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Данное требование отражено в аукционной документации.
В нарушении указанного требования, представленная банковская гарантия не содержит условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, что является нарушением части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, представленная ЗАО "Автомост-Чита" банковская гарантия не соответствует условиям, указанным в частях 2-3 статьи 45 Закона о контрактной системе и требованиям аукционной документации, что в соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение сторон, Комиссия не установила в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ЗАО "Автомост-Чита" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Терешина Л.В.
Макарова С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 11 августа 2014 г. N 206
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2014