Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 3 марта 2017 г. N ЖМ-19/2017
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. -вриоруководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М.- начальника отдела контроля закупок; Митрофановой Я.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,в отсутствии представителей сторон:
- от заказчика поступило ходатайство о рассмотрении жалоб без участияегопредставителя,
- заявители жалоб уведомлены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
рассмотрела жалобы, поступившие в Амурское УФАС России 22.02.2017 от ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "АМУРНЕДРА" на положения документации о закупке, объявленной извещением N 0123300039217000001 от 07.02.2017 на выполнение работ по ремонту и содержанию дорог Селемджинского района, выразившиеся, по мнению заявителей, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: вуказании в документации об электронном аукционе требований к участникам аукциона.
Из жалоб ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "АМУРНЕДРА" следует, что в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Порядок предоставления обеспечения заявки", заказчиком указано - обеспечение заявки.
В извещении о проведении аукциона содержится неправомерно установленное требование к участникам закупки "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - копия свидетельства о регистрации средства массовой информации (примерная тематика и (или) специализация: общественно-политическая и (или) печатание нормативных правовых актов)".
Пунктом 23 информационной карты документации о проведении электронного аукциона установлено требование к содержанию второй части заявки, а именно: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Кроме того, в разделе 10 проекта контракта, указано, что настоящий муниципальный контракт вступает в силу со дня подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Исполнение контракта происходит в один этап. Однако, в разделе 5 проекта контракта указано, что оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. Заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненные объемы работ за отчётный период. В приложении N 3 к проекту контракта содержится поквартальная разбивка денежных средств в летний и зимний период, следовательно вышеназванные положения проекта контракта предполагают поэтапное выполнение работ и поэтапную оплату, что в свою очередь, противоречит разделу 10 проекта контракта.
Заявители жалоб просят приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Из поступившего 03.03.2017 в Амурское УФАС России от муниципального заказчика возражения на жалобы, следует, что требование о наличии в составе заявки свидетельства о регистрации средства массовой информации (примерная тематика и (или) специализация: общественно-политическая и (или) печатание нормативных правовых актов)" - установлено заказчиком ошибочно. В остальной части жалоб заказчик считает доводы заявителей необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России,заслушав доводы сторон, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела,установила следующее:
07.02.2017 муниципальным заказчиком-Администрацией Селемджинского района Амурской области на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300039217000001 и документация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работпо ремонту и содержанию дорог Селемджинского района.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме - 8 402 996,40 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 27.02.2017 в 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -28.02.2017.
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 03.03.2017 в 09:40.
На участие в проведении аукциона подана1 заявка, которая признана несоответствующей требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе.
28.02.2017 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликован протокол, согласно которому аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся.
Частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 указанного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона полного описания порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок не является не правомерным ввиду следующего.
Пунктами 8.3.1 и 9.3.1 документации заказчиком установлен порядок внесения обеспечения заявки.
Так, в соответствии с указанными пунктами документации об аукционе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участниками закупки только путем внесения денежных средств.
Пунктом 8.3.2. документации установлено, что требование об обеспечении заявки на участие в электронном аукционе в равной мере относится ко всем участникам закупки.
В разделе 17 информационной карты указано, что обеспечении заявки на участие в электронном аукционе взимается в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта - 84030,00 рублей.
Из анализа вышеназванных норм закона, а также учитывая, что документация об аукционе и извещение размещаются на официальном сайте одновременно, порядок внесения денежных средств участниками закупки в качестве обеспечения заявок является доступным и понятным всем потенциальным участникам открытого аукциона в электронной форме.
Довод заявителя о неправомерном установлении требований к участникам закупки - наличие свидетельства о регистрации средства массовой информации является обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числетребования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что предмет аукциона не связан с деятельностью в области средств массовой информации, заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 и пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении установленонеправомерное требование о предоставлении участником аукциона копиисвидетельства о регистрации средства массовой информации.
Довод заявителя о неправомерном установлении требований о предоставлении в составе вторых частей заявокобязательного наличия идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) учредителей, нашел свое подтверждение на заседании Комиссии Амурского УФАС России.
Так, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системевторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать,в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (пункт 23 информационной карты) заказчиком, в нарушение части 1 статьи 64, пункта 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении во вторых частях заявок ИНН налогоплательщика без слов "при наличии", ограничивая право потенциальных участников аукциона, не имеющих ИНН, на участие в проводимой закупке.
Довод заявителя о несоответствии раздела 10 проекта контракта с разделом 5 данного проекта контракта несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона о контрактной системе, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Статьей 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя определенный комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
Такими мерами в соответствии спунктом 1 части 1 статьи 94 Закона являются: приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Условиями контракта определяются этапы его исполнения и периоды оплаты выполненных работ, оказанных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта 8 402 996,40 рублей. Согласно пункту 1.1 проекта контракта подрядчик принимает на себя обязательства на ремонт и содержание дорог Селемджинского района с даты подписания контракта по 31.12.2017. Пунктом 10.1 проектамуниципального контракта предусмотрено исполнение контракта в один этап. Отдельных этапов исполнения контракта не предусмотрено. Ежеквартальная (еженедельная, ежедневная) приемка, как и оплата, не тождественна этапу исполнения контракта и относится к порядку оплаты и порядку исполнения заказчиком своих обязательств.
Допущенные заказчиком нарушения, образуют состав административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации - утверждение документации об аукционе, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц вразмеретрех тысяч рублей.
На основании изложенного, а также учитывая, что указанная закупка признана несостоявшейся Комиссия Амурского УФАС России приняла решение предписание не выдавать.
Рассмотрев жалобыООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "АМУРНЕДРА"на положения документации о закупке, объявленной извещением N 0123300039217000001 от 07.02.2017 на выполнение работ по ремонту и содержанию дорог Селемджинского района, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО"СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной;
2. Признать жалобу ООО "АМУРНЕДРА" обоснованной;
3. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Селемджинского района нарушения положений части 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления требований к участникам закупки - наличие свидетельства о регистрации средства массовой информации;
4. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Селемджинского района нарушения положений части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в частинеправомерного установления требований о предоставлении в составе вторых частей заявок обязательного наличия ИНН учредителей, без слов "при наличии";
5. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии М.М. Парнищева
Я.С. Митрофанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 3 марта 2017 г. N ЖМ-19/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017