Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 6 марта 2017 г. N 04-02/2060
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель) (вх. N 673э. от 27.02.2017) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ РК "УправтодорКоми") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая", извещение N 0107200002717000012 (далее - электронный аукцион, жалоба),
при участии:
<_> - представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 N 01-05/35,
<_> - представителя ГКУ РК "УправтодорКоми" по доверенности от 10.01.2017 N 5,
<_> - представителя ГКУ РК "УправтодорКоми" по доверенности от 03.03.2017 N б/н,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" Министерство финансов Республики Коми, ГКУ РК "УправтодорКоми", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обжаловано бездействие заказчика - ГКУ РК "УправтодорКоми" в части определения содержания документации о закупке с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части:
- неустановления в извещении о проведении электронного аукциона порядка предоставления обеспечения исполнения заявки;
- неустановления в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющий необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
- неустановления в документации об электронном аукционе условия о банковском сопровождении контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".
ГКУ РК "УправтодорКоми", Министерство финансов Республики Коми в отзывах на жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", направленными письмами исх. от 02.03.2017 N 12/775 (вх. от 03.03.2017 N 1084), исх. от 03.03.2017 N 20-17/893 (вх. от 03.03.2016 N 1090), и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГКУ РК "УправтодорКоми", Министерства финансов Республики Коми пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК "УправтодорКоми".
Уполномоченным органом по определению подрядчика явилось Министерство финансов Республики Коми, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми.
Объект закупки - "Выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге Сыктывкар - Троицко-Печорск на участке Сыктывкар - Пузла - Крутая".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 259 329 766,39 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.
Документация об электронном аукционе по определению подрядчика утверждена 03.02.2017.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002717000012 документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) Уполномоченным органом - 10.02.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0107200002717000012 содержит следующие сведения:
"Размер обеспечения заявок: 12966488,32"
"Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: Обеспечение заявки".
Комиссией установлено, что какой-либо отсылочной фразы на соответствующие положения документации об электронном аукционе, указывающей на содержание информации в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 42 указанного закона не содержится.
Таким образом, в извещении отсутствует порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, что противоречит пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, документация об аукционе содержит вышеуказанный порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе (пункт 13 раздела I документации об электронном аукционе).
Представителем Уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Коми пояснено, что при формировании указанного извещения в Единой информационной системе в графе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" отсутствовала техническая возможность указания требуемого порядка, о чём на электронный адрес helpdesk@zakupki.gov.ru 10.02.2017 в 09.23 ч. была направлена соответствующая информация с требованием об устранении технических проблем.
5. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 дополнительным требованием к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (корме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию <*> к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Вышеуказанная позиция находит свое подтверждение в решении Верховного суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.
Так, понятие "строительство" определено как - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства),
"реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)" - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов,
"капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)" - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Частью 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что содержание автомобильных дорог, должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" так же предусматривает отличие работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог от работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ)
Так, в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определены, в том числе следующие понятия:
9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
13) объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что
строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно разделу IV указанной классификации выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России считает, что поскольку предметом закупки не являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (объектом данной закупки являются работы по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге) у заказчика отсутствовали основания для установления дополнительных требований к участникам закупки в части наличия опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
6. В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в своей жалобе ссылается на необходимость установления в документации об электронном аукционе условия о наличии или отсутствии банковского сопровождения контракта на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов", пункт 4 которого гласит:
"Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:
не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения".
Пункт 4 указанного Постановления носит рекомендательный характер в отношении закупок размещаемых для нужд субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Коми от 27.06.2014 N 249 "Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Коми" установлено, что государственный контракт, заключаемый для обеспечения государственных нужд Республики Коми, подлежит банковскому сопровождению в случае его заключения на срок не более трех лет и если цена такого контракта составляет от 1 млрд. рублей".
ГКУ РК "УправтодорКоми" являясь государственным заказчиком, осуществляет закупки для нужд Республики Коми - субъекта Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0107200002717000012, составляет 259 329 766,39 рублей, что значительно ниже установленной Постановлением Правительства Республики Коми от 27.06.2014 N 249 цены контракта, срок действия контракта заказчиком определен - менее 1 года.
Таким образом, довод ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о необходимости установления в документации об электронном аукционе условия о наличии или отсутствии банковского сопровождения контракта несостоятелен.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок обоснованной, в остальной части необоснованной.
2. Признать бездействие Уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Коми в виде неустановления в извещении о проведении электронного аукциона порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок противоречащим пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. С учётом признания электронного аукциона N 0107200002717000012 не состоявшимся, Уполномоченному органу - Министерству финансов Республики Коми предписание об устранении допущенных нарушений пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 6 марта 2017 г. N 04-02/2060
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017