Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2017 г. N 30-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лицеГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница"-
- заявителя ООО "СпецАвтоБаза" -
- заинтересованного лица ООО "Энерго" -
рассмотрев жалобу ООО "СпецАвтоБаза" (622048, г. Нижний Тагил, ул. Авангардная 48) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница"(624221, Свердловская обл, Нижняя Тура г, ул. 40 лет Октября, 22), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0362300159116000154) на утилизацию медицинских отходов, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СпецАвтоБаза" (вх. N 01-280 от 10.01.2017) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0362300159116000154) на утилизацию медицинских отходов, Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок определения победителя.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
26 декабря 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300159116000154 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 991 179 ,00 рублей.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с положениями аукционной документации объектом закупки является оказание услуг по утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г".
Согласно п. 13.2 информационной картыаукционной документации вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
- декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 и 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, согласно требованиям ст.30 Закона о контрактной системе.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" установлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - положение N 1062).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 1062, настоящее положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами). Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Согласно перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, лицензируемая деятельность включает в себя сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
Группировка отходов по классам опасности установлена статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В рассматриваемом случае, как указано выше, объектом закупки является утилизация, в том числе, медицинских отходов класса "Г".
В соответствии с "Федеральным классификационным каталогом отходов", утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов включены в реестр отходов под кодом 7 47 800 00 00 0.
В данном случае, исходя из указанного федерального классификационного каталога отходов, для медицинских отходов класс опасности не установлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области обращения, в том числе с отходами лечебно-профилактических учреждений, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.07.2009 отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений исключены из сферы действия Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
В силу части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 681 от 04.07.2012 в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011 утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", в соответствии с которыми критерием опасности медицинских отходов класса "Г" является наличие в их составе токсичных веществ.
В основу классификации медицинских отходов по степени их опасности согласно статье 49 Федерального закона N 323-ФЗ, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и "Критериям разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 68 от 04.07.2012, положена их эпидемиологическая, токсикологическая и радиационная опасность для населения, в то время как для классификации отходов на основании статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используется такой критерий как степень их негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок обращения с медицинскими отходами в силу прямого указания части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в то время как порядок обращения и уничтожения отходов, опасных для окружающей среды, входит в сферу правового регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами".
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс "Г" - токсикологические опасные отходы 1-4 класса опасности.
СанПиН 2.1.7.2790-10 определяет Класс "Г" как токсикологические опасные отходы, которые в свою очередь делятся на 1 - 4 класс опасности. Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Согласно п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса "Г" осуществляется в маркированные емкости ("Отходы.Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса "Г" для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В силу вышеуказанных положений законодательных актов, требований СанПиН 2.1.7.2790-10 деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса "Г" является лицензируемой.
При этом прекращение выдачи лицензий органом исполнительной власти в настоящее время не влечет безусловное право любого хозяйствующего субъекта, не обладающего лицензией на осуществление такой деятельности (подтверждающей наличие у лицензиата соответствующих материально-технической базы, специалистов, квалификации), заниматься обезвреживанием и захоронением крайне опасных для жизни отходов.
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что деятельность по обращению с медицинскими отходами класса "Г" требует наличия лицензии на право обращения с отходами I - IV классов опасности.
При этом, на заседании Комиссии сторонами не оспаривалось, что деятельность по обращению с медицинскими отходами класса "Б" и "В" лицензированию не подлежит.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требование о наличии копии лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности или копию лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности установлено к исполнителю контракта в техническом задании аукционной документации.
Вместе с тем, и данные положения аукционной документации нельзя признать соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, из которых четко следует, что соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен непосредственно участник закупки.
Из системного толкования п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик обязан установить требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и о предоставлении документов, подтверждающих такое соответствие в составе второй части заявки.
Таким образом, заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница" в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлено требование о предоставлении лицензии в составе второй части заявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Довод подателя жалобы о том, что заказчик в одной закупке объединил услуги, подлежащие и не подлежащие лицензированию, что нарушает законодательство о контрактной системе и антимонопольное законодательство в части несоблюдения положений ч.1 ст.17 Федерального закона 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не нашел своего подтверждения, поскольку нормы и правила СанПиН 2.1.7.2790-10 устанавливают требования к обращению с медицинскими отходами как классов "Б", "В", так и класса "Г", в соответствии с данными требованиями имеется функциональная и технологическая взаимосвязь при обращении с медицинскими отходами данных классов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "СпецАвтоБаза"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница"выявлено п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами подтверждающими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документацииN 0362300159116000154 и ее размещению в единой информационной системе на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения __________ _________________ 2017 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2017 г. N 30-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2017