Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 мая 2014 г. N 07-07-75к/14
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области "О проведении внеплановой (камеральной) проверки" от 27.05.2014 N 300 Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области в составе (далее - Инспекция Управления):
в присутствии представителя заказчика - Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования Администрации Пушкинского муниципального района Гальцина А.В. (по доверенности от 27.03.2014 N 137/01-кс), уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области Сергеева К.Ю. (по доверенности от 25.12.2013 дов.6) о дате, времени и месте проведения проверки уведомленных надлежащим образом,
в ходе проведения внеплановой (камеральной) проверки заказчика - Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования Администрации Пушкинского муниципального района, уполномоченного органа - Комитета по конкурентной политике Московской области, изучив представленные заказчиком, уполномоченным органом документы, в соответствии с заданием на проведение внеплановой (камеральной) проверки, утвержденным приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области "О проведении внеплановой (камеральной) проверки" от 27.05.2014 N 300,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системы от ООО "Домкапстройпроект" (исх. от 16.05.2014 N 16-4/05/14) в отношении Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования Администрации Пушкинского муниципального района (далее - заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном по адресу: г. Пушкино, мкр. Заветы Ильича.
Управлением в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ проведена внеплановая проверка.
Согласно доводам обращения ООО "Домкапстройпроект":
1) в документации о закупке отсутствует порядок оценки заявки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", что препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса - выявлению лучших условий выполнения контракта, что мнению Заявителя, является нарушением требований п. 9 ч. 1 ст. 50; ч. 8 ст. 32 Федерального закона N 44-ФЗ;
2) порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участника закупки опыта за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является дискретным, не отвечает целям ч. 8 ст. 53 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно в признании победителем конкурса участника конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта;
3) по мнению Заявителя, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки не указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (строительных материалов, оборудования, а также иных закупаемых товаров), а также не указаны показатели (в виде максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям.
Инспекция управления, рассмотрев представленные документы и сведения, установила следующее.
18.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта: физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном по адресу: г. Пушкино, мкр. Заветы Ильича (далее - открытый конкурс) - Номер заказа - 0148200005414000210.
Начальная (максимальная) цена контракта - 184 145 380 руб.
Согласно протоколу от 13.05.2014 N 0148200005414000210 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе поступила 1 (одна) заявка от участника закупки: ОАО "Трест Мосэлектротягстрой".
Конкурсная документация утверждена Управлением строительства, архитектуры и градостроительного регулирования и согласована Министерством строительного комплекса Московской области.
Относительно первого довода обращения установлено следующее.
В документации о закупке, указано следующее.
Приложение N 1 к Информационной карте конкурса:
II. Нестоимостные критерии оценки заявок:
1) Качественные характеристики объекта закупки
Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0,20
Для оценки заявок (предложений) по данному критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Значение критерия: Предложение участника конкурса по выполнению работ, отвечающих требованиям к качеству, более высоким по сравнению с обязательными требованиями установленными технической частью конкурсной документации, не ведущее к удорожанию стоимости строительства объекта закупки и корректировке проектной документации (например: организационно-технологические предложения по выполнению работ; предложение по применению системы контроля качества выполнения работ; предложение по инновационным решениям и иные предложения участника конкурса по улучшению качества выполнения работ, не ведущие к удорожанию стоимости строительства объекта закупки и корректировке проектной документации).
Объект закупки: Выполнение работ по строительству объекта: Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном.
Порядок выявления лучших условий исполнения контракта по критерию "Качественные характеристики объекта закупки":
Количество баллов, которые присваиваются по значению критерия, зависит от предложения участника конкурса по выполнению работ, отвечающих требованиям к качеству, более высоким по сравнению с обязательными требованиями установленными технической частью конкурсной документации, не ведущее к удорожанию стоимости строительства объекта закупки и корректировке проектной документации.
Баллы по значению критерия присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности предложения участника конкурса.
Степень выгодности определяется исходя из эффективности предложений, которые ведут к наибольшему удовлетворению потребностей Заказчика.
Преимущество предложений (степень их выгодности) определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.
Лучшее предложение (максимальная степень выгодности) выбирается из (среди) всех представленных предложений всех участников конкурса исходя из их предложений.
Лучшему предложению (с максимальной степенью выгодности) присваивается максимальное количество баллов.
Остальным заявкам по данному значению критерия баллы присваиваются по уменьшению степени выгодности предложения.
Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному критерию.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 8 ст. 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 11 Правил определено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Согласно п. 29 Правил, для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
В соответствии с ч. 8 ст. 53 Федерального закона N 44-ФЗ победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Конкурсная документация не содержит описания системы балльных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", присуждаемое за определенное значение, предложенное участником закупки. Следовательно, в отношении данного показателя не определен порядок объективной оценки заявки.
В документации о закупке отсутствует порядок оценки заявки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", что препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса - выявлению лучших условий выполнения контракта.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с указанным доводом обращения и представили письменные возражения, в которых указали, что порядок оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" соответствует Правилам.
Следовательно, заказчиком нарушены требования п. 9 ч. 1 ст. 50; ч. 8 ст. 32 Федерального закона N 44-ФЗ.
Относительно второго довода обращения, установлено следующее.
В документации о закупке, указано следующее.
Квалификация участников закупки
Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0,20
Для оценки заявок (предложений) по данному критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Для оценки заявок по критерию используются показатели. Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 процентов.
Показатели критерия:
1. Показатель: Наличие у участника закупки опыта за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Значимость показателя: 100%.
Коэффициент значимости показателя: 1.
Шкала оценки по показателю:
- 0 исполненных контрактов - 0 баллов
- от 1 до 3 исполненных контрактов - 10 баллов
- свыше 3 исполненных контрактов - 100 баллов.
Согласно указанному показателю, участники закупки, исполнившие 1 (один) контракт и 3 (три) контракта получают одинаковое количество баллов равное - 10; а участники закупки, исполнившие 5 (пять) контрактов и 10 (десять) контрактов получат также одинаковое количество баллов, равное уже - 100.
Таким образом, данный порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участника закупки опыта за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является дискретным, поскольку участники закупки исполнившие 5 (пять) контрактов и 10 (десять) контрактов получат одинаковое количество баллов, равное - 100, не смотря на то, что опыт выполнения работ по 10 (десяти) контрактам явно лучше опыта выполнения работ по 5 (пяти) контрактам.
Вышеприведенный порядок оценки заявок не отвечает целям ч. 8 ст. 53 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно в признании победителем конкурса участника конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, вышеперечисленное не отвечает принципам контрактной системы в сфере закупок определенным ст. 6 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с указанным доводом обращения, пояснив, что порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" соответствует Правилам.
Относительно третьего довода обращения, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться одним из правил, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта. При этом, при выполнении работ по строительству данного объекта, будут использоваться различные товары, в том числе закупаться различные строительные материалы, оборудование, указание на которые содержаться в проектно-сметной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки не указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (строительных материалов, оборудования, а также иных закупаемых товаров), а также не указаны показатели (в виде максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям.
Ответственность за указанные нарушения предусмотрена положениями ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Руководствуясь ч. 3 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ, Приказом от 27.05.2014 N 300 и изучив документы и сведения, представленные уполномоченным органом в соответствии с Заданием, утвержденным Приказом 27.05.2014 N 300, Инспекция Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50; ч. 8 ст. 32; п. 1 ч. 1 ст. 50; п. 1 ч. 1 ст. 33; ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе рассмотрения жалобы по существу.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 мая 2014 г. N 07-07-75к/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2014